Никейская икона Божией Матери

Никейская икона Божией Матери

Никейская  икона  Божией  Матери  прославилась  в  304  году.  Это  одна  из  древнейших  икон  Пресвятой  Богородицы.  Иногда  икону  называют  по  первым  словам  молитвы:  «Бысть  чрево  Твое  Святая  Трапеза…»

История  образа:  Согласно  древнему  преданию,  Никейская  икона  Божией  Матери  прославилась  в  городе  Никеи,  находившемся  в  Малой  Азии,  ныне  турецкий   город  Изник.  Один  из  местных  жителей,  некий  Константин,  ярый  противник  христиан,  во  время  осады  города  военачальником  Амиром,  увидев  икону  Пресвятой  Богородицы,  разбил  ее  камнем  и  начал  попирать  ногами.

Ночью  святотатцу  явилась  во  сне  Богородица  и  сказала:  «Великое  поругание  учинил  ты  Мне;  знай,  что  это  ты  сделал  себе  на  погибель».  На  следующий  день  во  время  сражения  Константин  был  убит  камнем,  поразившим  его  в  голову.  Ему  разбило  камнем  голову  и  лицо,  и  он  упал  бездыханным.

Таким  образом,  Константин,  по  предсказанию   Богородицы,  получил  достойное  возмездие  за  свое  нечестие,  причем  незамедлительно.  Об  этом  событии  было  рассказано  отцам  Первого  Вселенского  собора  ( 325  год ),  которые  установили  петь  пред  Никейской  иконою  Богородицы  песнопение:  «Бысть  чрево  Твое  Святая  Трапеза».

«Стало  чрево  Твое,  о  Богородица,  святою  трапезой,  носящей  небесный  Хлеб,  Христа,  Бога  нашего,  и  никто  из  вкушающих  от  Него  не  умирает,  как  сказал  Он,  всех  Питатель.»  А  преподобный  Андрей  Критский  включил  слова  молитвы  в  канон  Преполовению  Пятидесятницы.

Некоторые  исследователи  полагают,  что  данное  событие  произошло  несколько  позднее,  так  как  в  указанное  время  Никея  не  подвергалась  осаде  со  стороны  арабов.  Иконоборческие  настроения  армии  демонстративно  проявились  в  вызывающем  инциденте  в  июне  726  года.

Именно  в  это  время  арабы  осадили  Никею. Огромные  полчища  врагов  наводили  страх  и  ужас  на  немногочисленных  воинов,  оборонявших  город.   Осажденные  жители  искали  защиты  у  иконы  Богородицы,  и  тогда  один  из  солдат  бросил  в  икону  большой  камень,  повредив  святыню,  за  что  на  следующий  день  был  наказан.  Православные  жители  Никеи  увидели  в  этом  событии  особое  Знамение  и  утвердились  в  вере.

VII  Вселенский  собор  состоялся  в  Никее  в  787  году,  и,  вполне  возможно,  что  именно  на  нем  был  рассказан  случай  с  Никейской  иконой  Божией  Матери  и  принято  решение  петь  перед  иконой  вышеназванное  молитвословие.  Часто  эти  слова  пишутся  на  самой  иконе  Богородицы.

Никейская икона Божией Матери

Иконография:  Никейская  икона  Божией  Матери  по  иконографическому  типу  —  Знамение  ( Оранта — Молящаяся ).  На  Никейской  иконе  Божия  Матерь  изображена  с  поднятыми  в  молении  руками.  На  ее  груди  изображен  храм  со  святым  престолом.  На  престоле  стоит  Чаша  со  Святыми  Дарами,  в  Чаше  —  Предвечный  Младенец.

Изображение  поясное.  Символическое  значение  образа  заключается  в  том,  что  Пресвятая  Богородица  отдает  Младенца  всему  миру.  Иисус  Христос — это  тот  Спаситель,  о  котором  говорил  святой  Пророк  и  Креститель  Господень  Иоанн  Предтеча,  что  Он  Агнец  Божий  и  берет  на  себя  грех  мира,  всего  человечества.

Богомладенец  изображен  в  чаше  Евхаристии.  Икона  раскрывает  нам  глубокий  смысл  Божественной  литургии.  Пресвятая  Богородица  символизирует  Церковь.  Царица  Небесная  указывает  нам  на  Христа,  Святое  Причастие —   вечную,  нескончаемую  Чашу — благодатное  средство  спасения,  данное  нам  Богом.

Иисус  Христос-Причастие  находится  в  центре  иконной  композиции,  а  Пресвятая  Богородица  как  бы  обрамляет  Его  Своим  омофором,  выступая  хранительницей  Евхаристии.  Изображение  храма,  перед  которым  на  высоком  постаменте-престоле  стоит  Чаша,  олицетворяет  также  христологическое  учение  о  Богородице  как  о  Храме  Божьем.

Известнейший  богослов  протоиерей  Георгий  Флоровский  пишет:

«Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви – да и каждого отдельного христианина – есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству.

И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем – узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви – самоотождествление с ребенком – проявляется здесь во всей полноте.

Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии – тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они – предстоятельницы.»

Никейская  икона  Божией  Матери  перекликается  по  иконографии  с  иконой  «Неупиваемая  чаша«.  Различия  совсем  небольшие.  На  Никейской  иконе  голова  Пресвятой  Богородицы  склонена  несколько  влево  (от  нас),  а  на  иконе  «Неупивая  чаша»  она  изображена  строго  фронтально,  хотя  иконографический  тип  тот  же  самый.

Икона  «Неупиваемая  чаша»  стала  известна  во  много  раз  позднее,  и  скорее  всего  при  написании  этого  образа  была  взята  за  основу  иконография  Никейской  иконы,  ее  глубокое  символическое  содержание.

Молитвенная  традиция:  Перед  иконой  молятся  о  вразумлении  заблудших  и  отступивших  от  веры.

Празднование:  28  мая  /  10  июня

МОЛИТВОСЛОВИЯ

Бысть чрево Твое Святая трапеза [2]:

Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Тропарь, глас 4

Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.

Ин тропарь, глас тот же

Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.

Кондак, глас 8

К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *