Никейская икона Божией Матери прославилась в 304 году. Это одна из древнейших икон Пресвятой Богородицы. Иногда икону называют по первым словам молитвы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза…»
История образа: Согласно древнему преданию, Никейская икона Божией Матери прославилась в городе Никеи, находившемся в Малой Азии, ныне турецкий город Изник. Один из местных жителей, некий Константин, ярый противник христиан, во время осады города военачальником Амиром, увидев икону Пресвятой Богородицы, разбил ее камнем и начал попирать ногами.
Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это ты сделал себе на погибель». На следующий день во время сражения Константин был убит камнем, поразившим его в голову. Ему разбило камнем голову и лицо, и он упал бездыханным.
Таким образом, Константин, по предсказанию Богородицы, получил достойное возмездие за свое нечестие, причем незамедлительно. Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского собора ( 325 год ), которые установили петь пред Никейской иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».
«Стало чрево Твое, о Богородица, святою трапезой, носящей небесный Хлеб, Христа, Бога нашего, и никто из вкушающих от Него не умирает, как сказал Он, всех Питатель.» А преподобный Андрей Критский включил слова молитвы в канон Преполовению Пятидесятницы.
Некоторые исследователи полагают, что данное событие произошло несколько позднее, так как в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Иконоборческие настроения армии демонстративно проявились в вызывающем инциденте в июне 726 года.
Именно в это время арабы осадили Никею. Огромные полчища врагов наводили страх и ужас на немногочисленных воинов, оборонявших город. Осажденные жители искали защиты у иконы Богородицы, и тогда один из солдат бросил в икону большой камень, повредив святыню, за что на следующий день был наказан. Православные жители Никеи увидели в этом событии особое Знамение и утвердились в вере.
VII Вселенский собор состоялся в Никее в 787 году, и, вполне возможно, что именно на нем был рассказан случай с Никейской иконой Божией Матери и принято решение петь перед иконой вышеназванное молитвословие. Часто эти слова пишутся на самой иконе Богородицы.
Иконография: Никейская икона Божией Матери по иконографическому типу — Знамение ( Оранта — Молящаяся ). На Никейской иконе Божия Матерь изображена с поднятыми в молении руками. На ее груди изображен храм со святым престолом. На престоле стоит Чаша со Святыми Дарами, в Чаше — Предвечный Младенец.
Изображение поясное. Символическое значение образа заключается в том, что Пресвятая Богородица отдает Младенца всему миру. Иисус Христос — это тот Спаситель, о котором говорил святой Пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча, что Он Агнец Божий и берет на себя грех мира, всего человечества.
Богомладенец изображен в чаше Евхаристии. Икона раскрывает нам глубокий смысл Божественной литургии. Пресвятая Богородица символизирует Церковь. Царица Небесная указывает нам на Христа, Святое Причастие — вечную, нескончаемую Чашу — благодатное средство спасения, данное нам Богом.
Иисус Христос-Причастие находится в центре иконной композиции, а Пресвятая Богородица как бы обрамляет Его Своим омофором, выступая хранительницей Евхаристии. Изображение храма, перед которым на высоком постаменте-престоле стоит Чаша, олицетворяет также христологическое учение о Богородице как о Храме Божьем.
Известнейший богослов протоиерей Георгий Флоровский пишет:
«Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви – да и каждого отдельного христианина – есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству.
И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем – узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви – самоотождествление с ребенком – проявляется здесь во всей полноте.
Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии – тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они – предстоятельницы.»
Никейская икона Божией Матери перекликается по иконографии с иконой «Неупиваемая чаша«. Различия совсем небольшие. На Никейской иконе голова Пресвятой Богородицы склонена несколько влево (от нас), а на иконе «Неупивая чаша» она изображена строго фронтально, хотя иконографический тип тот же самый.
Икона «Неупиваемая чаша» стала известна во много раз позднее, и скорее всего при написании этого образа была взята за основу иконография Никейской иконы, ее глубокое символическое содержание.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о вразумлении заблудших и отступивших от веры.
Празднование: 28 мая / 10 июня
МОЛИТВОСЛОВИЯ
Бысть чрево Твое Святая трапеза [2]:
Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.
Тропарь, глас 4
Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.
Ин тропарь, глас тот же
Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.
Кондак, глас 8
К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.