Обрезание Господне

Обрезание Господне

Обрезание  Господне  празднуется  на  восьмой  день  после  Рождества  Христова.  Младенец,  рожденный  Марией,  по  ветхозаветному  обычаю,  принял  обрезание,  как  и  положено  было  всем  младенцам  мужского  пола,  и  получил  имя  Иисус,  возвещенное  Архангелом  Гавриилом  в  день  Благовещения  Пресвятой  Богородицы  (Лк.  1,  31 — 33;  Лк.  2,  21).

Обрезание  в  качестве  обряда  посвящения  Божеству  существовало  у  многих  народов,  в  том  числе  и  у  египтян.  В  еврейском  понимании  кровь  священна,  так  как  «кровь  есть  душа»,  кровь,  текущая  из  органа,  дающего  жизнь,  означает  посвящение  Богу  жизни,  принятой  как  дар.

У  израилитян  этот  обряд  стал  знаменовать  вступление  в  союз-завет  Авраама  и  избранного  народа  с  Богом  и  должен  был  напоминать  народу  о  вытекающих  из  этого  обязательствах  (Быт.  17,  10 — 14;  Лев.  12,  3).  Вместе  с  обрезанием  Божественный  Младенец  получил  имя  Иисус  (Спаситель),  как  печать  Своего  служения  делу  спасения  мира   (Мф.  1,  21;  Мк.  16,  17;  Мк.  9,  38 — 39;  Лк.  10,  17;  Дечн.  3,  6;  3,  16;  Фил.  2,  9 — 10)

По  толкованию   Отцов  Церкви  Господь,  Творец  закона,  принял  обрезание,  являя  пример,  как  людям  следует  неукоснительно  соблюдать  Божественные  установления,  и  для  того,  чтобы  никто  впоследствии  не  мог  усомниться  в  том,  что  Он  был  истинным  Человеком,  а  не  носителем  призрачной  плоти  (как  учили  еретики-докеты).

В  Новом  Завете  обряд  обрезания  уступил  место  таинству  Крещения,  пробразом  которого  он  являлся  (Кол.  2,  11 — 12).  Обрезание  Господне  как  праздник  должен  напоминать  христианам,  что  они  вступили  в  Новый  Завет  с  Богом  и  «обрезаны  обрезанием  нерукотворным,  совлечением  греховного  тела  плоти,  обрезанием  Христовым»  (Кол.  2,  11)

Обрезание  Господне  совпадает  с  днем  празднования  святителя  Василия  Великого  и  относится  к  Великим  праздникам,  не  является  подвижным  праздником,  связанным  с  Пасхальным  циклом.

Празднование:  1  /  14  января.

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Тропарь святителю Василию, глас 4-й

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил человеческие обычаи; царское священство — отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Уяснил природу всего существующего — в творениях Василия Великого, особенно в его «Шестодневе», есть много прекрасных описаний и объяснений явлений природы.

Украсил человеческие обычаи — украсил человеческие обычаи начертанием правил и установлением строгого монастырского жития, учреждением благотворительных заведений.

Царское священство — Василий — значит «царский». Святитель Василий Великий, после Афанасия Великого, стоял действительно во главе современного ему священства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *