Перенесение Нерукотворного образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, так называемый в народе Ореховый Спас или Третий Спас, празднуется 16 / 29 августа.
Произошло перенесение Нерукотворного образа в 944 году. Во времена проповеди Спасителя, как гласит предание, в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой.
Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.
С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом.
Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей. Он встал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвав по имени.
Он передал Авгарю письмо с обещанием прислать к нему Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Затем Господь попросил принести воду и убрус (полотенце), умыл Свой лик и отер Его полотенцем.
На убрусе отпечатался Его Божественный Лик. Убрус и письмо Он отдал Анании. Тот принес все это Авгарю. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Лишь малая толика следов страшной болезни осталась на его лице до прихода ученика Господа.
Им был апостол из семидесяти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавших жителей Едессы. Авгарь первым принял святое Крещение.
Написав на Нерукотворном Образе слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, проходя через ворота.
Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение.
Епископ ночью зажег перед Образом лампаду, заложил глиняной доской, а затем кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и напомнила о святыне.
Разобрав нишу, епископ увидел Нерукотворный Образ. Перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом персидское войско отступило.
В 630 году Едессой завладели арабы. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 годы) пожелал перенести Нерукотворный Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира, правителя города.
С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, что Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 сентября Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Это событие послужило началом праздника — Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. У тех, кто видел Нерукотворный Образ Господень, он невольно вызывал благоговение.
В иконе поражали глаза Спасителя, живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному из них, его похитили крестоносцы, но их корабль затонул в Мраморном море. По другим преданиям Образ был передан в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Иерусалим празднуется в попразднество Успения Пресвятой Богородицы.
Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа называют третьим Спасом или «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось в иконописании.
Икона Нерукотворного Образа Иисуса Христа, называемая также Спас Нерукотворный, одна из наиболее любимых и распространенных.