Положение честной Ризы Господней


Положение  честной  Ризы  Господней

Положение  честной  Ризы  Господней  в  Москве   произошло  в  1625  году.  Честную  Ризу  Спасителя  не  следует  отождествлять  с  нешвенным  Его  Хитоном — они  ясно  различаются  в  Священном  Писании:  «Воины  же,  когда  распяли  Иисуса,  взяли  одежды  Его  и разделили  на  четыре  части,  каждому  воину  по  части,  и  хитон.

  Хитон  же  был  не  сшитый,  а  весь  тканый  сверху.  И  так  сказали  друг  другу:  не  станем  раздирать  его,  а  бросим  о  нем  жребий,  чей  будет, — да  сбудется  реченное  в  Писании:  разделили  ризы  Мои  между  собою  и  об  одежде  Моей  бросали  жребий»  (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, с. 53).

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи’ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии.

В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу.

Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

Положение  честной  Ризы  Господней

В  этот  день  полагается  также  служба  Животворящему  Кресту  Господню,  ибо  положение  честной  Ризы  Господней  в  Успенском  соборе  в  1625  году  совершилось  27  марта,  в  день,  который  тогда  приходился  на  Неделю  крестопоклонную.

Икона  Положение  честной  Ризы  Господней  написана  около  1627  года.  В  праздник  Положения  честной  Ризы  Господней  чествовали  также  и  Гвоздь  Господень,  который  привез  в  Москву  грузинский  царь  Арчил  Вахтангович  в  1688  году.

Празднование:  10  /  23  июля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *