Происхождение Честных Древ Животворящего Креста

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста

Происхождение  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня,  праздник,  утвердившийся  в  середине  XII  века  на  Руси  и  в  Византии.  В  народе  его  называют  Медовый  Спас.

Это  не  переходящий  праздник,  который  каждый  год  отмечается  1  /  14  августа.  В  этот  день  Православная  Церковь  чтит  Всемилостивого  Спаса,  Пресвятую  Богородицу  и  Животворящий  Крест  Господень.

История  праздника:  Два  христианских  правителя,   Владимирский  князь  Андрей  Боголюбский  и  Византийский  император  Мануил  Комнин,  выступили  в  середине  XII  века  практически  одновременно  в  походы  на  своих  врагов.

Андрей  Боголюбский  ополчился  на  волжских  булгар,  а  византийский  император  против  сарацин  ( турок ).  Впереди  войска  оба  правителя  несли  Крест  Господень  и  воевали  с  именем  Господа  на  устах.

  Владимирский  князь,  всегда  возивший  в  своих  походах  при  войске  икону  Божией  Матери,  не  начинал  ни  одного  сражения  без  усердной  молитвы  пред  Ее  святым  образом. Одна  из  икон  Пресвятой  Богородицы  так  и  называется  Боголюбская  икона  Божией  Матери

Имея  незначительное  войско  по  сравнению  с  неприятелем,  они  горячо  молились  Господу  о  ниспослании  им  победы.  И  Господь  услышал  их  молитвы,  внял  заступничеству  Царицы  Небесной,  оба  эти  похода  завершились  победоносно.

Причем  оба  войска  видели  Крест  на  небе  во  время  сражения,  а  от  икон  Спасителя  и  Пресвятой  Богородицы  исходили  чудесные  знамения  в  виде  сияющих  лучиков.

Наши  предки  увидели  в  этих  событиях  знак  Божией  милости  и  в  их  честь  установили  особое  празднование — Происхождение  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня — 1  /  14  августа,  как  на  Руси,  так  и  в  Византии.

Но  есть  еще  более  древняя  традиция,  которая  запечатлена  на  иконе  праздника  Происхождения  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня.

Август  в  южных  районах  бывает  очень  жарким.  Сопровождался  он  в  давние  времена  вспышками  эпидемий.  Не  умея  бороться  с  моровыми  поветриями,  люди  возлагали  всю  надежду  на  Бога.  Города  и  села  денно  и  нощно  молились.

По  улицам  и  вокруг  населенных  пунктов  носили  иконы  Божией  Матери  и  Спасителя.  Крест  Господень  износили  из  храмов,  освящали  им  воду  в  источниках,  служили  молебны  до  тех  пор,  пока  эпидемия  не  затухала.

Малое  освящение  воды  в  день  праздника  Происхождения  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня  так  и  закрепилось  в  традиции  Православной  Церкви.  Главной  святыней  при  этом  был  Крест- Крест  Господень  великий  и  непобедимый.

Окончательно  обычай  совершать  Крестный  ход  в  августе  установился  в  Х  веке.  Эта  традиция  прочно  утвердилась  в  практике  Церквей  греческого  обряда  ( православных  и  униатских ). 

Икона  праздника:  Как  и  все  праздники  Православной  Церкви,  Происхождение  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня  имеет  свою  праздничную  икону.  Икона  этого  праздника  имеет  очень  сложную  иконографию.

Связано  это  с  многоплановостью  самого  праздника  Происхождения  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня.  С  одной  стороны  он  посвящен  реальному  историческому  событию,  а  с  другой  стороны  Церковь  выражает  в  празднике  и  в  праздничной  иконе  очень  значимую  идею.

Иконография  праздника  Происхождение  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня  сложилась  намного  позже,  уже  после  монголо-татарского  нашествия.

Внизу  на  фоне  обрывистых  скал  молящиеся  ( болящие  и  скорбящие )  люди,  между  ними  источник  и  Животворящий  Крест,  поддерживаемый  ангелами. 

Наверху  над  ними — Иисус  Христос  с  Богоматерью  по  левую  руку  и  Иоанном  Крестителем  по  правую  в  окружении  святых  на  фоне  храма.

Композиция  многоплановая,  символичная.  Икона  выражает  идею  единства  двух  миров:  верхнего  и  нижнего,  Неба  и  земли,  Церкви  торжествующей  и  Церкви  воюющей  со  злом.

Нижний  план  иконы — это  мир  земной,  мир  скорби  и  болезней,  мир  чающий  возрождения  и  спасения.  Спасение  это  в  обретении  Бога  и  в  Боге.  О  философско- религиозном  значении  иконы  можно  говорить  долго,  но  это  удел  специалистов.

Даже  скалы,  изображенные  на  иконе  имеют  двойную  глубокую  символику.  Во  первых,  скала  в  иконографии  обозначает  образ  глубокой  веры,  на  котором  зиждется  Церковь,  а, во вторых,  говорит  о  духовном  восхождении,  о  подвиге  на  пути   к  Вечности.

Верхний  план  иконы — Небесный  Иерусалим,  грядущее  вечное  царство  Христа,  цель  и  надежда  всех  христиан.  Глава  Церкви — Спаситель.  Его  окружают  Богородица  и  святые,  те,  кто  уже  достиг  Неба,  куда  мы  призваны  перейти.

Небо  и  земля  неразрывно  связаны  между  собой,  и  везде  владычествует  Христос.  Поэтому  в  этот  день  Церковь  славит  Всемилостивого  Спаса,  а  народ  дал  название  празднику — Медовый  Спас,  и  не  только  потому,  что  в  этот  день  освящается  мед,  но  со  значительно  более  глубоким  смыслом.

 

 

Тропарь Креста Господня

глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Кондак Креста Господня

глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *