Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, праздник, утвердившийся в середине XII века на Руси и в Византии. В народе его называют Медовый Спас.
Это не переходящий праздник, который каждый год отмечается 1 / 14 августа. В этот день Православная Церковь чтит Всемилостивого Спаса, Пресвятую Богородицу и Животворящий Крест Господень.
История праздника: Два христианских правителя, Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил Комнин, выступили в середине XII века практически одновременно в походы на своих врагов.
Андрей Боголюбский ополчился на волжских булгар, а византийский император против сарацин ( турок ). Впереди войска оба правителя несли Крест Господень и воевали с именем Господа на устах.
Владимирский князь, всегда возивший в своих походах при войске икону Божией Матери, не начинал ни одного сражения без усердной молитвы пред Ее святым образом. Одна из икон Пресвятой Богородицы так и называется Боголюбская икона Божией Матери.
Имея незначительное войско по сравнению с неприятелем, они горячо молились Господу о ниспослании им победы. И Господь услышал их молитвы, внял заступничеству Царицы Небесной, оба эти похода завершились победоносно.
Причем оба войска видели Крест на небе во время сражения, а от икон Спасителя и Пресвятой Богородицы исходили чудесные знамения в виде сияющих лучиков.
Наши предки увидели в этих событиях знак Божией милости и в их честь установили особое празднование — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня — 1 / 14 августа, как на Руси, так и в Византии.
Но есть еще более древняя традиция, которая запечатлена на иконе праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Август в южных районах бывает очень жарким. Сопровождался он в давние времена вспышками эпидемий. Не умея бороться с моровыми поветриями, люди возлагали всю надежду на Бога. Города и села денно и нощно молились.
По улицам и вокруг населенных пунктов носили иконы Божией Матери и Спасителя. Крест Господень износили из храмов, освящали им воду в источниках, служили молебны до тех пор, пока эпидемия не затухала.
Малое освящение воды в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня так и закрепилось в традиции Православной Церкви. Главной святыней при этом был Крест- Крест Господень великий и непобедимый.
Окончательно обычай совершать Крестный ход в августе установился в Х веке. Эта традиция прочно утвердилась в практике Церквей греческого обряда ( православных и униатских ).
Икона праздника: Как и все праздники Православной Церкви, Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня имеет свою праздничную икону. Икона этого праздника имеет очень сложную иконографию.
Связано это с многоплановостью самого праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. С одной стороны он посвящен реальному историческому событию, а с другой стороны Церковь выражает в празднике и в праздничной иконе очень значимую идею.
Иконография праздника Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня сложилась намного позже, уже после монголо-татарского нашествия.
Внизу на фоне обрывистых скал молящиеся ( болящие и скорбящие ) люди, между ними источник и Животворящий Крест, поддерживаемый ангелами.
Наверху над ними — Иисус Христос с Богоматерью по левую руку и Иоанном Крестителем по правую в окружении святых на фоне храма.
Композиция многоплановая, символичная. Икона выражает идею единства двух миров: верхнего и нижнего, Неба и земли, Церкви торжествующей и Церкви воюющей со злом.
Нижний план иконы — это мир земной, мир скорби и болезней, мир чающий возрождения и спасения. Спасение это в обретении Бога и в Боге. О философско- религиозном значении иконы можно говорить долго, но это удел специалистов.
Даже скалы, изображенные на иконе имеют двойную глубокую символику. Во первых, скала в иконографии обозначает образ глубокой веры, на котором зиждется Церковь, а, во вторых, говорит о духовном восхождении, о подвиге на пути к Вечности.
Верхний план иконы — Небесный Иерусалим, грядущее вечное царство Христа, цель и надежда всех христиан. Глава Церкви — Спаситель. Его окружают Богородица и святые, те, кто уже достиг Неба, куда мы призваны перейти.
Небо и земля неразрывно связаны между собой, и везде владычествует Христос. Поэтому в этот день Церковь славит Всемилостивого Спаса, а народ дал название празднику — Медовый Спас, и не только потому, что в этот день освящается мед, но со значительно более глубоким смыслом.
Тропарь Креста Господня
глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Креста Господня
глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.