Пряжевская икона Божией Матери

 

Пряжевская икона Божией Матери

Пряжевская  икона  Божией  Матери  явлена  и  прославлена  была  в  конце  XVII — начале  XVIII  веков.  Не  сохранилось  письменных  документов  с  описанием  обретения  иконы,  есть  только  описания  чудотворений,  исходящих  от  иконы.

История  образа:  Пряжевская  икона  Божией  Матери  находилась  в  храме  в  селе  Пряжев  неподалеку  от  Житомира.  По  селу  святая  икона  и  стала  именоваться. О  ее  древности  свидетельствуют  записи  в  церковных  книгах  села.

К  сожалению,  об  истории  образа  известно  мало,  так  как  храм  с  чудотворной  иконой  долгое  время  принадлежал  униатам  и  был  возвращен  Православной  церкви  в  1794  году.  Перед  уничтожением  унии  один  католический  патер  пытался  увезти  икону  из  Пряжева.

Он  проехал  совсем  немного,  как  лошади  его  остановились,  и  сдвинуть  их  с  места  было  невозможно.  Патер  сначала  бранился  на  ямщика,  а  потом,  случайно  взглянув  на  икону   Пресвятой  Богородицы,  увидел  у  Нее  на  глазах  слезы  и  понял,  что  Царица  Небесная  не  желает  покидать  это  место.

Патер  приказал  повернуть  назад  и  возвратил  образ  в  храм  на  прежнее  место.  Но  более  всего  прославилась  Пряжевская  икона  Божией  Матери  в  Белогорской  Николаевской  пустыни.  Был  это  первообраз  или  более  поздний  список  иконы,  доподлинно  неизвестно.

Обитель  была  основана  в  1672  году,  а  в  1788  закрыта.  Соборный  храм  обители  был  превращен  в  приходскую  церковь.  И  вот  стали  в  храме  твориться  дивные  чудеса,  пока  не  была  обретена  Пряжевская  икона  Божией  Матери.  После  богослужения  свечи  в  храме  гасили,  а  наутро  находили  их  горящими.  Так  повторялось  много  раз. 

А  потом  некоему  богобоязненному  иконописцу  Ивану  Белому  было  открыто  свыше,  чтобы  он  достал  древнюю  икону  Пресвятой  Богородицы,  которая  находится  за  иконостасом,  и  поновил  ее,  не  трогая  только  ликов  Богородицы  и  Богомладенца.

Именно  в  указанном  месте  он  нашел  древний  образ  Царицы  Небесной  с  хорошо  сохранившимися  святыми  ликами.  Как  выяснилось  позднее,  это  была  Пряжевская  икона  Божией  Матери.  Об  этом  написал  в  1862  году  игумен  Нестор.

Иван  Белый  был  сильно  болен,  но  после  того,  как  он  со  священником  и  дьячком  нашел  за  иконостасом  икону,  пред  ней  отслужили  молебен.  Уже  во  время  молебна  Иван  Белый  почувствовал  себя  лучше,  вскоре  он  полностью  исцелился  и  приступил  к  работе  по  реставрации  образа.

Затем  последовало  исцеление  суджанского  благочестивого  купца  Косьмы  Купреева,  которому  во  сне  было  указание  съездить  в  закрытый  Белогорский  монастырь  на  поклонение  Пряжевской  иконе  Божией  Матери  для  исцеления  от  недугов.

Получив  исцеление,  Косьма  вместе  с  сыновьями  стал  усердно  хлопотать  о  возобновлении  обители,  так  как  Господу  Богу  и  Божией  Матери  было  угодно  принимать  иноческие  молитвы  со  священного  места  древнего  монастыря.

В  1863  году  разрешение  было  получено,  и  Косьма  с  сыновьями  стали  первыми  насельниками  монастыря  Белогорская  Николаевская  пустынь.  С  Пряжевской  иконой  Божией  Матери,  известность  которой  все  более  возрастала,  стали  совершаться  крестные  ходы  в  город  Мирополье  и  Суджу.

Пряжевская икона Божией Матери       

После  закрытия  большевиками  монастыря,  Пряжевская  икона  Божией  Матери  была  унесена  монахами,  уцелевшими  в  безбожное  лихолетье,  в  Суджу  и  сохранялась  там  до  1996  года  в  Свято-Троицком  храме.  Числилась  она  там  Смоленской  иконой,  пока  при  инвентаризации  не  было  обнаружено  несоответствие  лика  и  ризы.  Сняв  ризу,  обрели  под  ней  Пряжевскую  икону.

На  территории  бывшей  Горнальской  обители,  в  2001  году  был  создан  Горнальский  Свято-Николаевский  Белогорский  мужской  монастырь.  С  Пряжевской  иконой  Божией  Матери  снова  стали  совершать  крестный  ход  в  украинское  Мирополье.  Это  единственный  крестный  ход  через  государственную  границу  Российской  Федерации.

Иконография:  Иконографический  тип — Одигитрия.  Пряжевская  икона  Божией  Матери  высотою  1  аршин  с  четвертью  и  шириною  в  11  вершков.  Когда-то  на  ней  была  медная  риза.  Но  в  1864  году  императрица  Мария  Александровна  пожертвовала  на  нее  серебряную  ризу  с  драгоценными  камнями.

Украшена  она  была  различными  приношениями  благодарных  страждущих,  исцеленных  благодатною  силою  Царицы  Небесной  по  молитвам  пред  Ее  святою  иконою.  К  сожалению,  серебряная  риза  и  драгоценные  подвески  не  сохранились.

Молитвенная  традиция:  Пред  иконою  молятся  об  исцелении  болезней  ног,  позвоночника,  бесплодия  и  женских  болезней,  об  облегчении  скорбей  и  душевных  недугов.

Празднование:  29  июня  /  12  июля.

Молитва  Пряжевской  иконе  Божией  Матери

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *