Пюхтицкая икона Успения Пресвятой Богородицы обретена была недалеко от Чудского озера в живописной местности у подножия высокой горы, которой местные жители — эстонцы дали название Богородицкой, по — эстонски — Пюхтицы, что буквально означает «Святое место».
У подножия этой горы, называемой раньше Журавлиной, с западной ее стороны, бьет из земли источник прекрасной и целебной воды. В этом чудесном по своей красоте крае и была явлена Пюхтицкая икона Успения Божией Матери.
История явления образа: Обретение образа Божией Матери, Пюхтицкой иконы Успения, произошло в трудное для эстонцев и проживавших в тех местах русских время, когда немецкая знать угнетала их, привлекая насильно к своей вере. Еще в XII-XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними эстонскими городами Юрьевом (Тарту) и Колыванью (Таллин).
В те далекие времена возникли здесь первые русские поселения. С XIII века с экспансией крестоносцев началась католизация края. И все же часть населения оставалась верной православию, искала в нем поддержку. С введением в Эстляндии в первой половине XVI века лютеранства, для иноверных наступили трудные времена.
Православные храмы, часовни разрушались. Богослужения совершались на непонятном эстам немецком языке. В XV веке здесь появились святые мученики за православную веру. В древнем Юрьеве в 1472 году пресвитер храма Николая Чудотворца Исидор с 72 прихожанами были схвачены на реке Омовже во время водосвятия в день Крещения Господнего.
Они были заключены в тюрьму и через два дня брошены под лед той самой Иордани, на которую они выходили в праздник Богоявления. И вот в этом краю, в утешение измученному в непосильной борьбе с тевтонскими рыцарями эстонскому народу, явилась Пресвятая Богородица.
Богоматерь явилась пастуху — эстонцу, пасшему коров у Пюхтицкой горы. Пастух увидел Женщину в лучезарном сиянии в великолепном одеянии. Она стояла на горе. Когда пастух стал приближаться к Ней, Она стала невидимой. И наоборот, при его удалении, Она появлялась вновь.
Изумленный пастух пришел в село и поведал о своем видении. С ним отправилось несколько человек, чтобы удостовериться в справедливости рассказа. Лучезарная Женщина явилась и им, и также исчезала при приближении.
На другое утро к месту явления стеклось множество народа, но результат был прежним: подойти ближе не получалось — Женщина исчезала. У подножия горы, где Она стояла, забил источник кристально чистой ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись возле величавого дуба, скрылась от их взоров.
Вместо Нее в расщелине дуба вблизи источника была найдена икона Успения Божией Матери старинной живописи, названная впоследствии Пюхтицкой иконой Успения. Пастухи — эстонцы, нашедшие образ Богоматери, были лютеране, поэтому они передали икону православным крестьянам деревни Ям. На месте явления Пюхтицкой иконы Успения была построена часовня, в которую поместили чудотворный образ.
В 1876 году на этом месте воздвигли церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1891 здесь был основан Пюхтицкий Свято — Успенский женский монастырь. В Успенском соборе монастыря и поныне находится в серебряной с позолотой и драгоценными камнями ризе чудотворная Пюхтицкая икона Успения.
Момент явления Пресвятой Богородицы пастухам нашел свое отражение в другой чудотворной Пюхтицкой иконе Божией Матери «У источника», история которой тесно связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадского. Обе святые иконы хранятся в Пюхтицком Свято — Успенском монастыре.
Чудотворения: Источник и старый дуб — великан ( 26,5 метров высотой, обхват ствола 4 метра, возраст 1000 лет, по мнению ученых ), возле которых найдена была святая икона, почитаются как святыни. Случаев исцеления от различных болезней по молитвам перед чудотворной иконой великое множество. Некоторые из них записаны в церковной летописи.
Источник не замерзает в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов. Старый дуб, почитаемый святым, поначалу подвергался страданиям со стороны паломников. Всяк, сюда приходящий, старался отщипнуть от дуба хотя бы маленький кусочек.
Сегодня вокруг древнего великана возведена ограда. А рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится старая часовня. Подле нее построена деревянная купальня. Круглый год окунаются люди в воды святого источника.
Один из везенбергских купцов, страдавший тяжкой болезнью, после исцеления перестроил часовню и украсил образ дорогой серебряной вызолоченной ризой. Много чудесных исцелений совершается и от воды источника, который протекает у места обретения Пюхтицкой иконы Успения.
Но следует помнить, что «Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье… Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу…» (свт. Феофан Затворник)
Святой праведный Иоанн Кронштадский, очень любивший Пюхтицкий монастырь, часто его посещавший, окормлявший сетер обители, говорил: «Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного». А чтобы узнать, почему три ступени, надо обитель посетить.
Свидетельств о чудесах, произошедших по молитвам пред чудотворным образом, после купания в святом источнике или употребления воды источника, превеликое множество. Эти чудеса совершаются и в наши дни. Хочется упомянуть о рассказах военных летчиков во время Второй мировой войны, когда снаряды, точно по расчетам посылаемые, вдруг меняли траекторию и не попадали в цель. Отводила их Царица Небесная.
Пресвятая Богородица, спаси нас и помилуй!
Иконография: Успение Пресвятой Богородицы. Пюхтицкий образ сравнительно небольших размеров: 12 вершков в высоту и 10 вершков в ширину. Под изображением Божией Матери во гробе в виде пелены наложена прозрачная сетка, сделанная из серебра.
Празднование: 15 / 28 августа.