Сурдегская икона Божией Матери — это очень почитаемая в Литве чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Причем к святому образу прибегали и прибегают с молитвами о помощи не только православные, но и католики, ибо слух о ее чудесах давно распространился по всей земле литовской и далеко за ее пределами.
На начало XXI века Сурдегская икона Божией Матери считалась единственной литовской чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, находящейся в православном храме. Святыня пребывает ныне в Каунасском Благовещенском соборе и по-прежнему пользуется почитанием, как православных, так и католиков.
История образа: Сурдегская икона Божией Матери находилась в Ковенской губернии в Свято — Духовском мужском монастыре, именуемым Сурдегским от местечка Сурдеги, где он учрежден. Этот монастырь — один из древнейших памятников Православия в Литве.
Он пережил все смуты и гонения в продолжении нескольких веков, не поддавшись никаким проискам враждебных латинян. Под покровом Богоматери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутное время, господство иноверцев, хранили верность Православию.
История этого монастыря началась в 1510 году. Православный помещик Алексей Федорович Владыка построил церковь вместо старой уже обветшавшей в Сурдегах недалеко от города Паневежиса на северо-востоке Литвы. Двадцать лет спустя, в 1530 году, вблизи церкви над источником явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, названная по месту явления Сурдегской.
На этом месте была построена церковь во имя Святой Троицы с престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1550 году тут был устроен монастырь. Существование этого монастыря обеспечила большими угодьями помещица Анна Шишанка-Ставецкая.
Враждебные латиняне несколько раз пытались захватить монастырь, разгоняли монахов и даже дерзнули похитить чудотворную икону Божией Матери Успение из Сурдег и увезти ее в Бернардинский монастырь в местечке Тряшунай.
Но, как повествует предание, что лишь только внесли икону в костел, лик Царицы Небесной стал невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти, их так перекосило, что они в страхе пали пред иконой ниц, моля о пощаде.
Испуганные бернардинские монахи немедленно с крестным ходом возвратили чудотворную икону в Сурдегский монастырь. При этом один из грешников, произносивший богохульные слова, был тут же наказан, в то время как слепая нищая, приблизившись к святой иконе с верой, благоговением и молитвой, прозрела.
Возвращение святыни ознаменовалось новыми чудесами. В конце XVII века польские солдаты намеревались ограбить обитель, но едва они проникли в Свято-Духовскую церковь, то узрели, как лики Богоматери и Богомладенца на чудотворной иконе засияли необыкновенным светом.
Паны восприняли это как грозное предостережение, коленопреклоненно повинились перед образом за свой злой умысел и ушли с миром. С тех пор почитание чудотворной Сурдегской иконы Божией Матери и значение монастыря увеличились не только между православными, но и среди иноверцев, старообрядцев и католиков.
Втечение XIX века было записано много случаев чудесных исцелений по молитвам пред чудотворным образом, как среди православных, так и католиков. Почитание иконы привлекало в монастырь многих паломников и благотворителей. Самый знаменитый благотворитель, российский император Петр I Великий, пожертвовал обители в 1721 году 50 двухрублевых червонцев.
В 1812 году в монастыре на пожертвования рижских православных была построена каменная церковь, с левой стороны которой находилась узкая лестница, ведущая под алтарь на место явления чудотворной иконы. Там и по сей день бьет ключ.
Святыня, Сурдегская икона Божией Матери, была торжествено перенесена в новый храм и помещена по левую сторону Царских врат с короной наверху.
Сурдегская икона Божией Матери и сама Сурдегская обитель пользовались большим почитанием православных верущих Риги (Латвия). Они во множестве стекались сюда к празднику Успения Пресвятой Богородицы, нередко приходили даже пешком. Особенно почитали святой образ рижские купцы.
Они приезжали в монастырь и заказывали отслужить «круг», то есть всенощную, водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице, Божественную литургию и панихиду по умершим родственникам. Кроме того, они прислуживали в храме, пели и читали на клиросе, продавали свечи, чистили церковную утварь.
После торжественного богослужения Сурдегскую икону Божией Матери несли вокруг храма. Образ помещался в специально устроенный для этого киот. Женщины несли его вокруг храма. Такой был обычай. Путь был не длинный, но шествие продолжалось довольно долго, с остановками по получасу и больше, чтобы дать присутствующим всем пройти под иконой.
Все шли под икону, как под Покров Божией Матери. Этот обычай сохранился по сегодняшний день. Примечателен и другой обычай сурдегских паломников — на следующий день после праздника обходить крестным ходом с пением церковных песнопений в честь Пресвятой Богородицы могилы иноков и настоятелей обители, многим из которых не одно столетие.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Сурдегская икона Божией Матери была эвакуирована вглубь России, в Ярославль, где помещалась в одном из храмов. 24 мая 1921 года святой образ вернулся в Литву и находился в Паневежской церкви.
Со времени Второй мировой войны и поныне Сурдегская икона Божией Матери пребывает в Благовещенском соборе города Каунаса ( Литва ), в этом же соборе есть также икона преподобной Евфросинии Полоцкой с частицами мощей святой.
Иконография: На Сурдегской иконе Пресвятая Богородица изображена почти в рост с Богомладенцем на левой руке. Предвечный Младенец прижимается ланитой к лику Богоматери. Особенностью иконы является то, что правой руки Богомладенца не видно, а левая Его рука лежит поверх руки Богоматери.
В 1885 году усердием Александра Михайловича Неронова для иконы была сработана риза.
Молитвенная традиция: Пред Сурдегской иконой Божией Матери молятся в болезнях душевных и телесных, во всех бедах и несчастьях, просят помощи, защиты от врагов видимых и невидимых, молят о покровительстве.
Празднование: 15 / 28 августа