Великий пост, который еще называют Святая Четыредесятница, — это один из наиболее давних и наиболее священных уставов христианской религии. Пост называется Великим и по своей продолжительности, и по строгости, и по своей важности и значимости в жизни Церкви и каждого христианина.
Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II — III веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия.
Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющим Пасху 40 — дневном посте ( включающем Страстную седмицу ), по мнению большинства исследователей, следует считать второе праздничное (пасхальное) послание (330) святителя Афанасия Великого. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней.
К концу IV — началу V века уже повсюду в Церкви был принят 40 — дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения.. С XI века сложившаяся в Православной Церкви система великопостных памятей уже не менялась, и службы Великого поста, совершаемые сегодня, мало отличаются от тех, что совершали наши предки тысячу лет назад..
В наше время Великий пост длится 48 дней и делится на четыре части:
- Четыредесятница ( первые 40 дней );
- Лазарева суббота ( приходится на шестую субботу Великого поста );
- Вход Господень в Иерусалим ( Вербное воскресенье, шестое воскресенье Великого поста );
- Страстная седмица ( неделя ).
Четыредесятница напоминает о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Так и верующие во время поста подготавливаются к Пасхе и христианской жизни в целом, молитвой и борьбой со своей греховностью.
Цель Великого поста — подготовиться телесно и духовно ( очиститься ) к празднованию воскрешения Христа, а смысл поста — не только отречение от мяса и молока, но и глубокое самопознание и покаяние. Великий пост был отмечен святыми отцами Церкви, как особый период для молитвы, самоанализа и самоотречения — духовного совершенствования.
В период Великого поста, православные христиане, в первую очередь, способны быстро, как умственно, так и духовно, пересмотреть свою личную жизнь со всеми ее грехами, недостатками и злыми привычками. Они делают все возможное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, используя христианские принципы и идеалы.
Постясь, отказывая себе в удовольствии, делают большие и искренние жертвы, переживают свои трудности в терпении и вере. Живут строгой подвижнической жизнью, как это делал Иисус. И, наконец, просят прощения у тех, кого обидели. Во время Великого поста православные христиане проводят акты благотворительности и милосердия, посещая больных, утешая несчастных, и оказывая посильную помощь бедным и нуждающимся.
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.
Во время Великого поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. (земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (земной поклон)
Боже, очисти мя грешного / грешную. (12 раз с поясными поклонами)
И еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.
Перевод на современный русский язык:
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.