Азовская икона Божией Матери, очень почитаемая казаками и жителями Приазовья, ныне известная во всем мире, не явленная икона, а написанная в честь победы на войне на Азовском море, поэтому образ и получил такое названиие. Называют ее еще «Знамение множества мира» и «Азовская Богоматерь».
Почитание иконы начинается при царевне Софье Алексеевне со времени начала русско-турецкой войны в 1686 году под предводительством князя В. В. Голицина. История появления образа до сих пор является объектом пристального внимания историков, искусствоведов, исследователей разного уровня: от любителей до ученых.
Смело можно сказать, что Азовская икона Божией Матери имеет большую историко-мемориальную и музейно-коллекционную ценность, обладает глубоким историко-богословским смыслом и представляет при этом большой научный интерес. Через аллегории и символы образ не только воссоздает историю, но и зримо показывает смысл существования России как страны, сдерживающей зло.
Настоятель Полкового храма Азовской иконы Божией Матери, открытого в городе Азове в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков, Александр Анатольевич Мирошниченко провел собственное исследование и установил, что образ существует как минимум в 8 вариантах.
История образа: В 1696 году, после победы под Азовым, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, в нижней части которой было помещено изображение Азовской иконы, была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архимандритом Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. Этот факт свидетельствует о том, что Азовская икона Божией Матери имеет более раннее происхождение.
Эта Азовская икона Божией Матери ныне хранится в Музее истории религии Санкт-Петербурга. Другая Азовская икона Божией Матери того же времени и подобной иконографии хранится в Государственной Третьяковской галерее, с которой по благословению главы Донской митрополии, трудами иконописного отделения Донской Духовной семинарии, к годовщине празднования 350-летия императора Петра I был изготовлен точный список.
11 января 2022 года в Ростовском кафедральном соборе митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил освящение списка Азовской иконы Божией Матери, которая впервые была представлена, как центр духовной части композиции, на выставке «Дон Православный», состоявшейся 12-17 января 20022 года в Ростове-на-Дону.
Появлению образа предшествовало явление Пресвятой Богородицы донским казакам во время осады крепости Азов турками в 1641 году. 24 июня 1641 года огромная турецкая армия, насчитывавшая вместе с флотом более 300 тысяч воинов, наемников из других стран, разного рода высококлассных военных специалистов, инженеров, а также снабженная мощной артиллерией, подступила к Азову, взяв его в кольцо.
Защитников крепости было чуть больше 5000, включая женщин и детей. Турки рассчитывали на скорую победу. Эта осада и состоявшиеся здесь сражения вошли в анналы мировой истории как единственный случай с подобным соотношением сил, не повторившийся в мире более никогда. Трезво оценивая неравенство сил, казаки возложили все свое упование на Господа, Божию Матерь и святых.
Они наложили на себя пост, чистоту душевную и телесную, слезно молились Богу, Пресвятой Богородице, святитетелю Николаю Чудотворцу и Крестителю Господнему Иоанну Предтече, святым угодникам Божиим, весь период осады, продолжавшейся четыре месяца. Горстка казаков отбила 24 приступа неприятеля. Мины и артиллерия разрушили стены крепости. Все, что могло гореть, сгорело. Но защитники крепости не сдавались.
В разбитый и обескровленный Азов турки отправили предложение о выплате каждому защитнику огромного по тем временам денежного вознаграждения за сдачу практически пустого места, ведь от крепости уже ничего не осталось, и держалась она только духом единым. Казаки ответили отказом.
На следущее утро 307 оставшихся, израненных, обожженных, чуть живых, защитников крепости вышли в поле, чтобы принять последний бой. И… победили (!!!). Ночью в сентябре 1641 года потрепанные полчища врага с позором и страхом бежали от стен разрушенной крепости.
По рассказам турков, очевидцев того сражения, видели они огромную черную тучу, идущую со стороны Московии, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей», а впереди был воин в ратной одежде с мечом на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные. Позор этого поражения турки переживали очень тяжело. Под страхом смерти жителям Стамбула было запрещено даже упоминать слово «Азов».
В честь этого события или более поздних — взятия турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе или взятия Азова в 1695 году — и была написана Азовская икона Божией Матери. Мнения ученых и исследователей по этому вопросу расходятся.
Иконография: Существует два вида иконографии образа: изображение Богоматери ростовое и поясное. Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, увенчанного тремя царскими венцами. В одной лапе двуглавый орел держит меч (на иных — скипетр, символ государственности) и масличную ветвь (эмблема войны и мира), в другой — державу, изображенную как ключ от Азова, и кедр.
Наверху, в окружении Ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне, а в правом нижнем углу — Кызыкермен с цитатой о Копернауме. Взятие Азовской крепости российскими войсками, воодушевленными присутствием самого Императора Петра I, в 1696 году имело для России большое значение, так как открывало России выход в Азовское, а в дальнейшем и Черное море, что положило начало к созданию русского флота.
Азовская икона Божией Матери является выдающимся памятником, отразившим важную веху Петровской эпохи в отечественной истории, а также ярко и живо засвидетельствовавшим дух того времени. Особой службы иконе составлено не было.
Празднование: 26 сентября / 9 октября