Царевококшайская икона Божией Матери, именуемая еще Мироносицкой, относится к редким иконам Пресвятой Богородицы по типу изготовления. Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три вырезаны на камне: Жировицкая, Леснинская и Мироносицкая.
История образа: Царевококшайская икона Божией Матери была обретена 1 мая 1647 года близ местечка Дальние Кузнецы, недалеко от города Царевококшайска ( ныне Йошкар-Ола ) Казанской губернии. Местный крестьянин Андрей Жолнин, занимаясь полевыми работами, увидел свечение на земле, непонятного происхождения.
Подойдя ближе, он понял, что дивный свет исходит от лежащей на земле иконы. Когда Андрей попытался взять в руки образ, он тут же исчез, появившись на рядом стоящем дереве, поддерживаемый неведомой силой. Усердно помолившись, крестьянин взял икону и принес домой.
От иконы, прозванной впоследствии Царевококшайской, стали совершаться многие чудотворения. К ней стали стекаться жители из села Дальние Кузнецы и богомольцы из окрестных мест. Многие по вере и молитве своей получали исцеления от различных недугов. Почитание образа росло.
Царевококшайская икона Божией Матери была отправлена в Москву в подарок царю и патриарху. Там ее торжественно встретил сам царь Алексей Михайлович. Спустя некоторое время икона была возвращена обратно. Отпуская святой образ, царь приказал устроить на месте его явления монастырь.
По повелению царя с Царевококшайской иконы был сделан список. В царской грамоте государь повелевал встречать чудотворную икону местному воеводе М. Н. Спиридонову и поставить ее в соборном храме Воскресения Христова в городе Царевококшайске до построения монастыря.
Святой образ был встречен очень торжественно воеводой и священством при большом стечении народа и препровожден крестным ходом в указанную церковь. В сентябре 1649 было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря. В 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен — мироносиц, которая в начале XVIII века была перестроена в каменную. В ней и находился чудотворный образ.
Первоначально чудотворная икона в исторических документах именовалась «Мироносицкая» или «святых жен — мироносиц» и только с XVIII века появилось новое название — Царевококшайская икона Божией Матери.
Объясняется это следующим: на небольшом резном каменном образке, обложенном серебром, золотом и драгоценными камнями, был изображен Гроб Господень. Слева от него — три женские фигуры, справа — Ангел, указующий рукой на Гроб, за ним святые апостолы Петр и Иоанн Богослов. В верхней части иконы, в отдельном сигменте — изображение Спаса Нерукотворного.
Вырезанная на аспидном ( современное название — шунгит ) камне икона была вставлена в доску кипарисную с писаными красками двунадесятыми праздниками ( как следует из описи XVIII века), в серебряном позлащенном окладе. Та доска вложена была в доску простую аршинную, расписанную красками с акафистом Божией Матери.
Поверх этой доски положена была риза, кованная серебром и позлащенная, унизанная драгоценными камнями. Из описи же XVIII века следует, что к иконе были подвешены три пелены с изображением жен — мироносиц. Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Богородицы, вследствии чего и получил свое название «Царевококшайская икона Божией Матери».
Святыня была утрачена в 1930 годы. Местонахождение ее в настоящее время неизвестно, хотя ведутся поиски. У местных жителей имеется много копий Царевококшайской иконы Божией Матери, пользующейся большим почитанием среди верующих. В обители также хранился список с чудотворного образа.
В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь. При его открытии местные жители передали сюда Владимирскую икону Божией Матери — список с чудотворной иконы, сделанный в XVII веке, который принадлежал последнему игумену Мироносицкого монастыря Серафиму.
Во Владимирскую икону вставили вырезанную на камне Мироносицкую икону. Этот образ почитается как святыня Марийского края. Известно также о крестных ходах с Мироносицкой иконой.
На сайте http://www.patriarchia.ru/ говорится, что Пресвятая Богородица изображена на иконе со святыми женами-мироносицами. И это находит свое подтверждение на большинстве современных списков. На иконе изображается Божия Матерь с двумя женами-мироносицами.
Очень интересен и камень шунгит, на котором Царевококшайская икона Божией Матери вырезана. Аспидный камень в геологии официально называется шунгитом. На сегодняшний день существует только одно известное месторождение шунгита — в Карелии, и аналога ему нет.
Получил камень свое название в 1887 году от поселка Шуньга, расположенного на берегу Онежского озера. Остров Кижи целиком сложен шунгитом, который оказывает удивительно благотворное действие на людей. Храмы, дома здесь построены из деревьев, которые выросли на шунгитовой почве, и они не гниют.
Минерал не имеет себе равных по своим целебным качествам и многообразию свойств. Ученые, исследовавшие шунгит, в один голос заявляют: это чудо. Действительно, удивительная порода: все, что вредит людям и живым существам, она убивает и поглощает; а все, что полезно, концентрирует и восстанавливает.
История целебных свойств шунгита уходит вглубь веков. В явном виде эта история прослеживается с XVI века. Тогда прабабка Петра I царица Ксения, в иночестве Марфа, сосланная Борисом Годуновым на побережье Онеги в построенный близ целебного источника Толвуйский монастырь, излечилась от бесплодия, благодаря чему смогла родить будущего монарха России — Михаила Романова, основателя державной династии, царствовавшей на Руси более 300 лет.
Празднование: 1 / 14 мая (день явления иконы), в третью неделю после Пасхи — неделю прославления жен-мироносиц.
Молитва святым женам-мироносицам
«О святыя жены мироносицы, всехвальныя Христовы ученицы! К вам мы, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Вы паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбисте и Тому чрез все житие добре последовасте, Божественным учением Его и благодатию души своя питающе и множество человек к чудному свету Христову приводяще. Испросите и нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую нас, да ею осеняемы, в вере и благочестии в подвизех любви и самоотвержения преуспевати будем, и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся. О святыя жены! Вы бодренно благодатию Божиею житие на земли препроводивше и во обители Небесныя радостно отшедше, притекосте. Молите убо Христа Спаса, да и нас сподобит странствие наше земное, во временнем сем веце непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако во святыни на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобимся, и тамо с вами и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную и воспоим едино Божество, Отца и Сына и Всесвятаго Духа и истее благодати Божия причастники будем в невечернем дни Царствия Его во веки веков. Аминь».
Молитва вторая
«О святии Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков».
Акафист Пресвятой Богородице можно читать тот, что совершается в неделю Похвалы Божией Матери.