Церковное новолетие — индикт приходится на 1 / 14 сентября. Год по церковно-славянски называется «лето». Новолетие, таким образом, это начало церковного нового года.
Так отсчитывали на Руси годы с 1343 по 1700 годы, когда Петр I установил считать началом года 1 января, как в Европе. Русская православная церковь оставила в силе дату новолетия 1 / 14 сентября. Год, начинающийся 1 января, стал называться гражданским.
Годовой богослужебный круг представляет собой неразрывную связь неподвижных праздников и дней памяти святых с подвижными праздниками, которые отсчитываются от Пасхи Христовой ( пасхальный цикл ).
Для каждого праздника характерны свои особенности богослужения, поэтому каждый церковный день неповторим. На каждый день года приходится какая-либо памятная дата:
- воспоминания о событии из жизни Иисуса Христа и Богоматери
- воспоминания о тех или иных святых
- воспоминания о датах обретения или перенесения мощей особо почитаемых святых
- воспоминания о датах прославления какой-либо чудотворной иконы Божией Матери
Светские календари традиционно отмечают даты рождения знаменитых людей. Дни памяти святых в церковном календаре — это дни их смерти. С христианской точки зрения, смерть, как переход в жизнь вечную, более важное событие, чем рождение.
Исключение составляют отдельные праздники рождества: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи и некоторые другие.
Богослужебная жизнь Церкви упорядочена Уставом и содержится в книге «Типикон». Церковный день, неделя и год отличаются от обычных временем своего начала.
Так день начинается с вечера накануне, неделя ( седмица ) начинается с воскресенья, а поскольку начало воскресенья приходится на вечер накануне, то в субботу вечером ( см. суточные богослужения ). Церковное новолетие — индикт начинается 1 / 14 сентября.
За каждым днем седмицы закреплены определенные богослужебные тексты: тропари, кондаки, стихиры, каноны. Для мирян они помещены в сборниках, именуемых канонниками, тропарниками.
Содержание богослужебных текстов отражает тему и воспоминания, которым посвящен день:
- неделя ( воскресенье ) — воскресение Христа из мертвых ( по сути «еженедельная Пасха» )
- понедельник — честные бесплотные силы ( архангелы, ангелы и другие )
- вторник — святой пророк Иоанн Предтеча
- среда — предательство Иисуса Христа Иудой ( поэтому день постный ) и особое поминовение Божией Матери
- четверг — святые апостолы и святитель Николай Чудотворец
- пятница — страдания Христа Спасителя на Кресте ( день постный ) и поминовение Богоматери
- суббота — все святые, святые храма или, в зависимости от времени года, поминовение усопших.
Церковное новолетие — индикт, как большой церковный праздник, со времен введения Петром Первым празднования нового года с 1 января с былой торжественностью не отмечается, хотя Типикон и доныне полагает этот день малым Господским праздником, «Начала индикта, сиречь новаго лета».
В этот день Церковного новолетия — индикта Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в городе Назарет пророчество Исаии ( Ис 61. 1-2 ) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4 : 16 — 22 ).
В этом чтении византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 / 14 сентября.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.