Церковное новолетие — индикт

Церковное новолетие - индикт
Храм святителя Николая Чудотворца в селе Никольском

 Церковное  новолетие — индикт  приходится  на  1  /  14    сентября.  Год  по  церковно-славянски  называется  «лето».  Новолетие,  таким  образом,  это  начало  церковного  нового  года. 

Так  отсчитывали  на  Руси  годы  с  1343  по  1700  годы,  когда  Петр  I  установил  считать  началом  года  1  января,  как  в  Европе.  Русская  православная  церковь  оставила  в  силе  дату  новолетия  1  /  14  сентября.  Год,  начинающийся  1  января,  стал  называться  гражданским. 

Годовой  богослужебный  круг  представляет  собой  неразрывную  связь  неподвижных  праздников  и  дней  памяти  святых  с  подвижными  праздниками,  которые  отсчитываются  от  Пасхи  Христовой  ( пасхальный  цикл ).

Для  каждого  праздника  характерны  свои  особенности  богослужения,  поэтому  каждый  церковный  день  неповторим.  На  каждый  день  года  приходится  какая-либо  памятная  дата:

  • воспоминания  о  событии  из  жизни  Иисуса  Христа  и  Богоматери
  • воспоминания  о  тех  или  иных  святых
  • воспоминания  о  датах  обретения  или  перенесения  мощей  особо  почитаемых  святых
  • воспоминания  о  датах  прославления  какой-либо  чудотворной  иконы  Божией  Матери

Светские  календари  традиционно  отмечают  даты  рождения  знаменитых  людей.  Дни  памяти  святых  в  церковном  календаре — это  дни  их  смерти.  С  христианской  точки  зрения,  смерть,  как  переход  в  жизнь  вечную,  более  важное  событие,  чем  рождение.

Исключение  составляют  отдельные  праздники  рождества:  Рождество  ХристовоРождество  Пресвятой  Богородицы,  Рождество  Иоанна  Предтечи  и  некоторые  другие.

Богослужебная  жизнь  Церкви  упорядочена  Уставом  и  содержится  в  книге  «Типикон».  Церковный  день,  неделя  и  год  отличаются  от  обычных  временем  своего  начала. 

Так  день  начинается  с  вечера  накануне,  неделя  ( седмица )  начинается  с  воскресенья,  а  поскольку  начало  воскресенья  приходится  на  вечер  накануне,  то  в  субботу  вечером  ( см.  суточные  богослужения ).  Церковное  новолетие — индикт    начинается  1  /  14  сентября.

За  каждым  днем  седмицы  закреплены  определенные  богослужебные  тексты:  тропари,  кондаки,  стихиры,  каноны.  Для  мирян  они  помещены  в  сборниках,  именуемых  канонниками,  тропарниками.

 

Содержание  богослужебных  текстов  отражает  тему  и  воспоминания,  которым  посвящен  день:

  • неделя  ( воскресенье ) — воскресение  Христа  из  мертвых  ( по  сути  «еженедельная  Пасха» )
  • понедельник — честные  бесплотные  силы  ( архангелы,  ангелы  и  другие ) 
  • вторник — святой  пророк  Иоанн  Предтеча
  • среда — предательство  Иисуса  Христа  Иудой  ( поэтому  день  постный )  и  особое  поминовение  Божией  Матери
  • четверг — святые  апостолы  и  святитель  Николай  Чудотворец
  • пятница — страдания  Христа  Спасителя  на  Кресте  ( день  постный )  и  поминовение  Богоматери
  • суббота — все  святые,  святые  храма  или,  в  зависимости  от  времени  года,  поминовение  усопших.

Церковное  новолетие — индикт,  как  большой  церковный  праздник,  со  времен  введения  Петром  Первым  празднования  нового  года  с  1  января  с  былой  торжественностью  не  отмечается,  хотя  Типикон  и  доныне  полагает  этот  день  малым  Господским  праздником,  «Начала  индикта,  сиречь  новаго  лета».

В  этот  день  Церковного  новолетия — индикта  Церковь  вспоминает,  как  Господь  Иисус  Христос  прочел  в  синагоге  в  городе  Назарет  пророчество  Исаии  ( Ис  61.  1-2 )  о  наступлении  лета  благоприятного   ( Лк.  4 : 16 — 22 ).

В  этом  чтении  византийцы  видели  Его  указание  на  празднование  дня  нового  года.  Предание  связывает  само  это  событие  с  днем  1  /  14  сентября.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *