Чирская икона Божией Матери находилась первоначально в церкви села Чирски Псковской епархии, в 25 километрах к югу от города Пскова. Сведений о времени обретения иконы не сохранилось, но на источнике, где была обретена икона, была построена часовня.
Часовню эту называли в народе часовней явленной иконы. В 1420 году при великом князе Василии Димитриевиче всю Псковскую землю охватила эпидемия (моровое поветрие), косившая тысячи жизней. 16 июля 1420 года, как повествует летопись, на Чирской иконе Божией Матери показались слезы.
Об этом чуде сообщили духовным властям города Пскова, архиепископу Псковскому и новгородскому Симеону. Извещен был и Псковский князь Феодор Александрович. Крестным ходом с молебным славословием чудотворную икону перенесли в Псков. Духовенство и жители восприняли это знамение как предостережение Пскову и земле Псковской о грядущих суровых испытаниях.
Духовенство и сам князь Феодор Александрович встречали Чирскую икону Божией Матери на подступах к городу. На месте встречи (сретения) был совершен молебен. Из глаз Пресвятой Богородицы стали обильно истекать слезы.
Свидетелями этого чуда были тысячи собравшихся горожан. Весть о новоявленной чудотворной иконе быстро разнеслась повсюду, к ней стали стекаться паломники. Чирская икона Божией Матери была поставлена в Свято-Троицком кафедральном соборе, главном храме города — «Доме Святыя Троицы«, там она находится и доныне.
Чирская икона Божией Матери с той поры стала называться Псковской, это одна из главных святынь Пскова, наряду с Мирожской иконой Пресвятой Богородицы. В память перенесения святой иконы в Псков в Старо-Знаменском девичьем монастыре была построена Знаменская церковь (1470).
Во второй половине XVI века, предположительно, была составлена служба Чирской иконе («Палата одушевленная Христови едина бысть…»), которая перекликается со «Службой знамению Богоматери Мирожской», но до 1820 года святой образ пребывал в некотором забвении, являясь местночтимой иконой, не получившей общероссийского признания.
Возвращение Чирской иконы из небытия связано с именем архиепископа Евгения Болховитинова, занимавшего Псковскую кафедру в 1816-1822 годах. Он обнаружил Чирскую икону в ризнице Троицкого собора (по некоторым сведениям в 1820 году) и, поскольку среди псковичей сохранялась память о древнем чтимом образе, ореол чудотворности окружил вновь найденную икону (Краеведческий журнал «Псков»).
Чирская икона Божией Матери была принята как святыня летописного предания, как вновь явленный образ, и с честью заняла достойное место в кафедральном Троицком соборе, возобновилось празднество ей с совершением крестного хода вокруг собора. С этого времени восстанавливается и общерусское почитание святыни.
В Чирски, по просьбе местных жителей, была отправлена копия Чирской иконы. Торжественно с крестным ходом. Там также стало совершаться празднество святой иконе 16 июля. В 1835 году Чирская икона Божией Матери была поновлена, по благословению архиепископа псковского Нафанаила, и одета сплошной чеканной ризой.
Пресвятая Богородица являла Свою любовь и милосердие через свою святую икону не только во время морового поветрия. К этой иконе шли люди с разными просьбами и скорбями во все века. Знамением от святой иконы — слезами, истекшими из глаз Пресвятой Богородицы, — Божия Матерь дает нам понять, что Она с нами в наших бедах и несчастьх, в болезнях и искушениях.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Богомладенец восседает на левой руке Богоматери в фас, слегка повернув к Ней голову. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. Чирская икона Божией Матери входит в число двухсторонних икон.
На обратной стороне образа изображены апостол и евангелист Лука и преподобный Феодосий Киево-Печерский. Это означает, что Чирская икона Божией Матери принадлежит к типу выносных образов, которые выносились из собора во время молебна или крестного хода, по особым случаям, при общественных бедствиях или в предупреждение их, а также при совершении акафиста Богородице.
Начиная с XV века ежегодно, в день Преполовения, Чирская икона Божией Матери выносится из Троицкого собора на реку Великую и затем обносится крестным ходом вокруг города. Образ восходит к византийским прецессионным иконам, известным на Руси с XII века и используемым как выносные и запрестольные.
Чирская икона Божией Матери долгое время оставалась вне поля зрения исследователей церковных древностей. Первым обратил на нее внимание Н. П. Кондаков, рассмотревший данный иконографический тип среди некоторых чтимых икон XV века, восходящих к произведениям итальянского Ренессанса — к типу Мадонны раннего Возрождения, представляющего Младенца, слегка повернувшимся в сторону, обыкновенно влево от Матери, по направлению к стоящим или подходящим ангелам, святым и ктиторам.
Ньюанс иконографии с отвернувшимся в сторону от Матери Младенцем встречается в русской традиции в целом ряде икон: Коневская, Старорусская, Страстная, Киккская и ее афонский вариант «Достойно есть…», среди них и восходящие к типу «Отрада» или «Утешение» — Палестинская, Феодотьевская.
В Чирской иконе чувственное отношение между Богоматерью и Богомладенцем внешне выявлено не столь явственно, как, например, в вышеперечисленных образах. Заметно стремление заменить живой, несколько жанровый характер образа, иератическими чертами, отстраненностью и строгостью.
В иконе акцентированы не семейные узы, но неземной союз, в котором Богоматерь представляется мистическим престолом, на котором восседает Ее Божественный Сын. Одеяние Девы Марии на Чирской иконе отмечено характерной деталью: рукав Ее мафория украшен орнаментом, имитирующим греческую криптографическую надпись.
По мнению Г. Бабич такие тексты представляют собой стих псалма 44: «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспрещена». В облике Богоматери удерживается высокая простота греческого образа. Она предстает сосредоточенной в Себе, с задумчиво отрешенным взором, плавным касанием руки, кажется, успокаивающей Сына.
В образе Младенца привлекает замечательно выразительное сочетание статики и экспрессии: фигура застыла в сильном, немного манерном изгибе; от резкого движения взметнулись в прихотливом рисунке складки гиматия; в очертаниях слегка откинутой назад головы ощущается и внезапность порыва, и созерцательный покой; необычен острый, пристальный и в то же время быстрый, как бы искоса, взгляд, источающий притягательную силу Всевидящего Ока Господня.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.
Празднование: 16 / 29 июля.
Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице пред Чирской иконой Божией Матери (Псковской)
глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с,/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Как неприступную стену и источник чудес имея Тебя, Богородица Пречистая, мы, рабы Твои, ополчения неприятелей низлагаем. Потому молим Тебя: «Мир граду Твоему даруй и душам нашим великую милость».
Кондак Пресвятой Богородице пред Чирской иконой Божией Матери (Псковской)
глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение пра́зднующе,/ лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопрати́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́,/ те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Перевод: Знамение от образа Твоего священного, которым Ты дивную победу над неприятелями граду Твоему даровала, празднуем мы, люди Твои, Божия Родительница. И потому Тебе с верою взываем: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»