Цилканская икона Божией Матери находится в Цилканском храме в Карталити. Сведений об этой святой иконе очень мало, и те противоречивые, хотя она очень почитается в Грузии.
По преданию, Цилканская икона Божией Матери была написана во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, жившей в IV веке, что свидетельствует о древности иконы. Цилкани — село известное в Грузии — расположено в Картлийской долине. Это центр зарождения христианства в Грузии, бывший в V веке центром Цилканской епархии.
Цилканская икона Божией Матери пребывала в Цилканском храме близ Мцхеты — центра древнего Картлийского царства. В 1926 году святой образ был изъят из храма и помещен в один из музеев Тбилиси.
Но чтимый список иконы Пресвятой Богородицы находится в главном храме Грузии — в соборе Светицховели в Мцхете. На поклонение иконе приезжает множество паломников со всей России.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Помимо Богомладенца и Богоматери на иконе изображены предстоящие Ангелы. Предвечный Младенец восседает на левой руке Богоматери с поднятой в благословляющем жесте правой рукой. В левой руке Он держит свиток.
По внешнему виду образ схож с Влахернской иконой Божией Матери. Вот как описывает Н. П. Кондаков в книге «Иконография Богоматери» Цилканскую икону:
«Чудотворная икона Божией Матери Цилканской, находящаяся в Цилканском храме, в Карталинии Грузинского экзархата, в 17 верстах от Душета, поражает столько же своей древностью, на этот раз засвидетельствованной самим памятником, вне всяких сомнений, сколько и своим необычайным сходством с Влахернской иконой Московского Успенского собора.
Сходство это, которого мы, прежде всего, коснемся, заключается не столько во всей композиции, сколько, главным образом, в чертах ликов. И сама Божия Матерь, и Младенец, хотя сидящий слегка боком, смотрят прямо на зрителя; Младенец благословляет именословно правой рукой, левой охватывает свиток; левая нога Его протянута, правая слегка подвернута под левую и от нее видна ступня.
Божия Матерь правую руку держит прижатой к груди, что, однако, вовсе не отвечает безусловно покойному лику и сухому выражению ее уст, а левой рукой она поддерживает Младенца под мышкой, что представляет некоторый вариант; вверху, на фоне, в углах иконы изображены два умиленно склонившие головы ангелы с державами в руках.
Что самое замечательное в иконе, — ее энкаустическое письмо, отлично различимое даже на фотографии. Письмо это отличается, правда, ремесленностью и сухостью общей схемы, которая, однако же, дает в указаниях приемов (опись глаз и бровей, отсутствие всякой шраффировки, необыкновенно тонкие пальцы) свидетельство своей древности, не переходящей Х столетие. Общий тип лиц, особенно у ангелов, дает несомненные сирийские черты, которые указывают на оригиналы VIII-IX столетий.
Хотя все эти наши предположения основаны на ясных свидетельствах стиля, однако, они рисковали бы остаться недоказательными, если бы мы не находили для них подтверждения в украшениях оклада иконы. Эти украшения составлены из драгоценных византийских эмалей, не только лучшего времени, но в большенстве не переходящих Х-ХI столетие.
Сама икона (0,7 м. Высота и 0,56м. Ширина) писана в углубленном фоне; по кроаям ее оклада набиты серебряные золоченые листы, а по ним выпуклые щитки, украшенные частью еще драгоценными эмалевыми медальонами, частью же набитыми позже двумя рельефными пластинками. Наверху, в этих эмалевых бляшках, с изумительной детальностью изображены в воинских доспехах Феодор Тирон с копьем и овальным щитом и Феодор Стратилат с мечем и круглым щитом, почти не разнящиеся в ликах;
в других двух медальонах представлены Дамиан и Пантелеимон, с лекарственными коробочками в руках и в драгоценных патрицианских облачениях; на двух набитых пластинках представлены во весь рост Божия Матерь в типе Халкопратийской и св. Георгий. Наконец, драгоценные эмалевые венчики имеются вокруг голов Божией Матери и Младенца. Оклады окончательно справлены и украшены драгоценными камнями в XVIII в. князьями Мухранскими (Мухран в 3 верстах от Цилкани)»
Молитвенная традиция: Перед Цилканской иконой Божией Матери молятся об избавлении от телесных и душевных страданий.
Празднование: 15 / 28 августа
МОЛИТВА
Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих:
от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его;
темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая.
И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго;
но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков.