Цилканская икона Божией Матери

 

Цилканская икона Божией Матери

Цилканская  икона  Божией  Матери  находится  в  Цилканском  храме  в  Карталити.  Сведений  об  этой  святой  иконе  очень  мало,  и  те  противоречивые,  хотя  она  очень  почитается  в  Грузии.

По  преданию,  Цилканская  икона  Божией  Матери  была  написана   во  времена  святой  равноапостольной  Нины,  просветительницы  Грузии,  жившей  в  IV  веке,  что  свидетельствует  о  древности  иконы.  Цилкани — село  известное  в  Грузии — расположено  в  Картлийской  долине.  Это  центр  зарождения  христианства  в  Грузии,  бывший  в  V  веке  центром  Цилканской  епархии.

Цилканская  икона  Божией  Матери  пребывала  в  Цилканском  храме  близ  Мцхеты — центра  древнего  Картлийского  царства.  В  1926  году  святой  образ  был  изъят  из  храма  и  помещен  в  один  из  музеев  Тбилиси.

Но  чтимый  список  иконы  Пресвятой  Богородицы  находится  в  главном  храме  Грузии — в соборе  Светицховели  в  Мцхете.  На  поклонение  иконе  приезжает  множество  паломников  со  всей  России.

 

Иконография:  Иконографический  тип — Одигитрия.  Помимо  Богомладенца  и  Богоматери  на  иконе  изображены  предстоящие  Ангелы.   Предвечный  Младенец  восседает  на  левой  руке  Богоматери  с  поднятой  в  благословляющем  жесте  правой  рукой.  В  левой  руке  Он  держит  свиток.

По  внешнему  виду  образ  схож  с  Влахернской  иконой  Божией  Матери.  Вот  как  описывает  Н. П. Кондаков  в  книге  «Иконография  Богоматери»  Цилканскую  икону: 

«Чудотворная икона Божией Матери Цилканской, находящаяся в Цилканском храме, в Карталинии Грузинского экзархата, в 17 верстах от Душета, поражает столько же своей древностью, на этот раз засвидетельствованной самим памятником, вне всяких сомнений, сколько и своим необычайным сходством с Влахернской иконой Московского Успенского собора.

Сходство это, которого мы, прежде всего, коснемся, заключается не столько во всей композиции, сколько, главным образом, в чертах ликов. И сама Божия Матерь, и Младенец, хотя сидящий слегка боком, смотрят прямо на зрителя; Младенец благословляет именословно правой рукой, левой охватывает свиток; левая нога Его протянута, правая слегка подвернута под левую и от нее видна ступня.

Божия Матерь правую руку держит прижатой к груди, что, однако, вовсе не отвечает безусловно покойному лику и сухому выражению ее уст, а левой рукой она поддерживает Младенца под мышкой, что представляет некоторый вариант; вверху, на фоне, в углах иконы изображены два умиленно склонившие головы ангелы с державами в руках.

Что самое замечательное в иконе, —  ее энкаустическое письмо, отлично различимое даже на фотографии. Письмо это отличается, правда, ремесленностью и сухостью общей схемы, которая, однако же, дает в указаниях приемов (опись глаз и бровей, отсутствие всякой шраффировки, необыкновенно тонкие пальцы) свидетельство своей древности, не переходящей Х столетие. Общий тип лиц, особенно у ангелов, дает несомненные сирийские черты, которые указывают на оригиналы VIII-IX столетий.

Хотя все эти наши предположения основаны на ясных свидетельствах стиля, однако, они рисковали бы остаться недоказательными, если бы мы не находили для них подтверждения в украшениях оклада иконы. Эти украшения составлены из драгоценных византийских эмалей, не только лучшего времени, но в большенстве не переходящих Х-ХI столетие.

Сама икона (0,7 м. Высота и 0,56м. Ширина) писана в углубленном фоне; по кроаям ее оклада набиты серебряные золоченые листы, а по ним выпуклые щитки, украшенные частью еще драгоценными эмалевыми медальонами, частью же набитыми позже двумя рельефными пластинками. Наверху, в этих эмалевых бляшках, с изумительной детальностью изображены в воинских доспехах Феодор Тирон с копьем и овальным щитом и Феодор Стратилат с мечем и круглым щитом, почти не разнящиеся в ликах;

в других двух медальонах представлены Дамиан и Пантелеимон, с лекарственными коробочками в руках и в драгоценных патрицианских облачениях; на двух набитых пластинках представлены во весь рост Божия Матерь в типе Халкопратийской и св. Георгий. Наконец, драгоценные эмалевые венчики имеются вокруг голов Божией Матери и Младенца. Оклады окончательно справлены и украшены драгоценными камнями в XVIII в. князьями Мухранскими (Мухран в 3 верстах от Цилкани)»

Цилканская икона Божией Матери
Цилканская икона Божией Матери, современный список

Молитвенная  традиция:  Перед  Цилканской  иконой  Божией  Матери  молятся  об  избавлении  от  телесных  и  душевных  страданий.

Празднование:  15  /  28  августа

МОЛИТВА

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих:

от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его;

темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая.

И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго;

но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *