Чудотворная икона «София — Премудрость Божия» имеется во многих храмах и сводится к двум типам Киевскому и Новгородскому. Слово «София» в переводе с древнегреческого означает «мудрость, премудрость». Название святого образа трактуется, как синоним Божественной Мудрости, воплощенной через Деву Марию.
Символическое значение иконы «София — Премудрость Божия» заключается в напоминании православным верующим о сущности Иисуса Христа. Сын Божий, рожденный от земной женщины, несет в Себе Благодать и Мудрость Бога Отца и Святого Духа.
История образа: Первая икона «София — Премудрость Божия» появилась в Новгороде в XV веке, хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая — в 1037 году в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в царскую одежду (подир ) и препоясан драгоценным поясом, на голове — царский венец.
В правой руке Он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Предвечным Младенцем и святой Иоанн Предтеча со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах».
Над головой Ангела — благословляющий Христос Спаситель, еще выше — золотой престол с раскрытою книгою — символ Божественного присутствия. С обеих сторон престола по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, сказавшего: «…мы проповедуем Христа распятого… Христа, Божию силу и Божию Премудрость… во Иисусе Христе, который сделался для нас премудростью от Бога…» (1 Кор.1: 23-24, 30)
Святой Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «…облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом… и очи Его, как пламень огненный; … и ноги Его… как раскаленные в печи» ( Откр. 1: 13-15 )
Таким образом, икона «София — Премудрость Божия» новгородская имеет необычный символизм. На святом образе присутствуют три Христа: в виде Ангела, Младенца и Спаса. Образ Софии Премудрости Божией занимает важнейшее место в Библии. Являясь связующим звеном между Ветхим и Новым Заветом, он объединяет Творца вселенной и человечество.
Икона «София — Премудрость Божия» в Новгороде написана на дереве, в серебряной позолоченной ризе, является списком с Константинопольской иконы Божией Матери «София — Премудрость Божия» императора Юстиниана и относится ко времени построения Новгородского собора. Образ этот прославился многими чудотворениями.
Список чудотворного образа XV века, Новгородская икона «София — Премудрость Божия», находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Почитаемая старинная копия, Киевская икона «София — Премудрость Божия», пребывает в Киевском Софийском соборе.
Киевская икона «София — Премудрость Божия»
В центре киевской иконы Богоматерь и воплотившаяся из Нее ипостасная Премудрость — Сын Божий. Название восходит к словам стиха из книги Притчей Соломоновых «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» ( Прит. 9:10 ). Под Премудростью (Софией) подразумевается Сын Божий, третья Ипостась Бога. Так Его именовали апостолы в своих посланиях.
Эти слова истолковывают как указание на Христа, сына Божия, называемого апостолом Павлом Премудростью Божией. В слове «Дом» подразумевается указание на Матерь Божию, от которой воплотился Сын Божий.
На иконе Божией Матери «София- Премудрость Божия» изображено здание (храм) в виде сени, поддерживаемой семью столпами, и стоящая в нем Богоматерь в хитоне с распростертыми руками и раскрытыми ладонями вверх. Стопы Ее утверждены на серповидной луне.
На хитоне восседает Предвечный Младенец. Правой рукой Он благословляет, а в левой руке Его — держава. Над сенью Бог — Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея».
По обе стороны — семь Архангелов с распростертыми крыльями, держащие знаки своего служения в руках: с правой стороны — Михаил (Небесный военачальник, олицетворяющий Божественную справедливость) с пламенным мечом; Уриил («пламя Божие») знак Святого Духа с молнией, опущенной вниз; Рафаил (утешитель и целитель) с алавастром мира.
С левой стороны — Гавриил (вестник Божией милости) с цветком лилии, символизирующим соединение Неба и земли, человека и Бога; Селафиил (молитвенник перед Богом за людей) с четками; Иегудиил (покровитель приверженных к труду во славу Господа) с царской короной, как вознаграждение за духовные усилия и Варахиил (предвестник Божией благодати) с цветами на белом плате.
Под облаком с серповидной луной, служащей подножием для Пресвятой Богородицы, семь ступеней со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости — праотцами и пророками и начертанными на ступенях основными принципами христианства — словами: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава.
Царь Давид изображен с Ковчегом Завета, Аарон — с прозябшим жезлом, Моисей — со скрижалью, Исаия — со свитком («Се Дева во чреве приимет» — Ис. 7:14 ), Иеремия — с жезлом, Иезекииль — с затворенными вратами, Даниил — с Горой Нерукосечной.
На семи столпах начертаны изображения на сюжеты Апокалипсиса и их изъяснение, как даров Святого Духа, согласно пророку Исаие (11:1- 3): Книга за семью печатями — дар премудрости, семисвещник — дар разума, «камень единый с семью очесами» — дар совета, семь труб иерихонских — дар крепости, десница с семью звездами — дар ведения, семь фиал златых, полных фимиама (молитвы святых) — дар благочестия, седмь молний — дар страха Божия.
Иконография иллюстрирует слова из Книги Притчей о создании Премудрости Божией себе Дома и утверждении ее на семи столпах. иисус Христос, Сын Божий, воплотился в сущность благодаря Богородице (под Домом подразумевается Божия Матерь). Столпы — основы христианского вероисповедания.
Иконография: Православная русская иконография имеет свои традиции в отображении сюжетов из библейских текстов. У иконы «София — Премудрость Божия» особый статус из-за сложного композиционного решения, аллегоричности, многозначности трактовки изображения.
В русской иконографии существуют два канона изображения сюжета: Киевский и Новгородский. Они имеют один сюжет, одинаковое число действующих лиц. Отличие заключается в композиционном решении образа, что объясняется смысловым акцентом изображения.
Все многочисленные списки иконы Божией Матери «София — Премудрость Божия» имеют своим первообразом преимущественно либо Киевскую, либо Новгородскую икону.
Молитвенная традиция: Перед святым образом просят наделить благоразумием, чтобы избежать конфликтов в семье, на работе, принять верное решение. Икона «София — Премудрость Божия» обладает уникальной способностью даровать мир и покой в доме, наполнять мудростью в решении всех жизненных дел.
Царь Соломон перед тем, как взойти на трон, не отличался особой умом и отвагой. Бог пообещал дать Соломону все, что он попросит. Царь попросил ни золота, ни войска, ни мира в стране, а только мудрости. Как мало и как много. Благодаря мудрости, данной ему Богом, царство Соломоново стало самым богатым в истории человечества.
Как часто даже верующие люди страдают из-за своих мудрствований, не доверяя все ситуации и проблемы Богу. Всемогущий Творец даровал человечеству вечную Мудрость, Своего Сына Иисуса Христа, познание и вера в Которого приведет к богатству славы Господней в жизни каждого, кто призовет имя Его.
Празднование: Киевской иконе 8 / 21 сентября, в день Рождества Пресятой Богородицы, а Новгородской — 15 / 28 августа.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София — Премудрость Божия»
глас 1
Преве́чная Прему́дросте, Христе́ Бо́же наш!/ Боже́ственным смотре́нием Свои́м преклони́вый Небеса́,/ благоволи́л еси́ всели́тися во утро́бу Чи́стыя Отрокови́цы,/ средосте́ние вражды́ разруши́в,/ освяти́л еси́ естество́ на́ше/ и Ца́рствие Твое́ нам отве́рзл еси́;/ сего́ ра́ди Тебе́, Творца́ на́шего и Изба́вителя,/ и ро́ждшую Тя,/ спасе́ния на́шего та́йне послужи́вшую Де́ву Чи́стую,// правосла́вно велича́ем.
Перевод: Предвечная Премудрость, Христос Бог наш! Божественным промыслом Своим преклонивший Небеса, Ты изволил поселиться в утробе Чистой Девы, разрушив преграду вражды, Ты освятил нашу природу и открыл нам Царство Твое, потому Тебя, Творца нашего и Спасителя и родившую Тебя, послужившую тайной спасения нашего, Деву Чистую, православно прославляем.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София — Премудрость Божия»
глас 4
Ве́лия и неизрече́нная Прему́дрости Бо́жии си́ла/ смотре́ния плотска́го та́инства!/ Софи́е Преимени́тая,/ де́вственных душе́ и неизглаго́ланнаго де́вства чистото́,/ смире́нныя му́дрости и́стино,/ поко́ище Свята́го Ду́ха,/ пречестны́й хра́ме непостижи́мыя сла́вы Его́,/ огнезра́чный престо́ле Христа́ Бо́га на́шего,/ в Тя бо всели́ся неизрече́нно Сло́во Бо́жие, и плоть бысть,/ Неви́димый яви́ся,/ и неприкоснове́нный из Тебе́ изы́де,/ и с челове́ки поживе́, врага́ иско́ннаго уловля́я/ и челове́ки от кля́твы дре́вния свобожда́я,/ возводя́ па́ки, отню́дуже испадо́хом./ Мо́лимтися, Влады́чице,/ отягче́нныя ны во гресе́х лю́тых поми́ловати/ и спасти́ ду́ши на́ша,/ и, я́ко человеколюби́вая и милосе́рдая Цари́ца,/ Ма́ти Прему́дрости Бо́жия Сло́ва,/ при́зри на ны, гре́шныя лю́ди Твоя́,/ и умилосе́рдися, заступи́ от напа́стей и скорбе́й лю́тых/ и гра́ды на́ша невреди́мы сохрани́,// иде́же ны́не и́мя Твое́ пресвято́е боголе́пно сла́вится.
Перевод: Великая и неизреченная сила Премудрости Божией — замысел таинства воплощения! София Знаменитая, девственной души и неизреченного девства чистота, смиренной мудрости истина, почивание Святого Духа, почитаемый храм непостижимой славы Его, пламенный престол Христа Бога нашего, ибо в Тебя неизреченно поселилось Слово Божие и стало плотью, явился Невидимый и из Тебя изошел неприкосновенный, и прожил с людьми, врага извечного уловляя и людей от древнего проклятия освобождая, снова возводя туда, откуда пали. Молимся, Владычица, нас, обремененных жестокими грехами, помиловать и спасти души наши и, как человеколюбивая и милосердная Царица, Мать Премудрости Слова Божия, обрати внимание на нас, грешных людей Твоих, и умилосердись, защити нас от напастей и тяжких скорбей, и города наши сохрани невредимыми, где сейчас имя Твое пресвятое Богоугодно прославляется.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София — Премудрость Божия»
глас 4
Притеце́м, правосла́внии лю́дие,/ к прему́дрости Бо́жии/ и ви́дим чудотво́рную ико́ну Пречи́стыя Богома́тере,/ Ю́же имену́ем по явле́нию Софи́ю, Прему́дрость Бо́жию,/ зане́ храм бысть одушевле́н Единоро́днаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия./ Сия́ у́бо светолу́чно сия́ет в пречестне́м хра́ме Свое́м/ и сердца́ на́ша весели́т, приходя́щих с ве́рою/ и взира́ющих со стра́хом и благогове́нием на пречи́стую сию́ ико́ну,/ помышля́юще в сердца́х на́ших,/ я́ко вои́стинну Прему́дрости Бо́жии е́сть се́ление/ и та́инства Его́ смотре́ние,/ на упова́ние бо ве́рным/ воображе́ние огнезра́чное Ея́ зрим/ и покланя́емся, я́ко и́стинному и пренепоро́чному Ея́ де́вству/ в рождестве́ и по рождестве́ па́ки;/ от Нея́же изы́де Огнь Боже́ственный,/ попаля́я тле́нныя стра́сти/ и просвеща́я ду́ши на́ша и чи́сты сотворя́я,/ И́мже и ве́ки сотвори́ Оте́ц,/ Той же и Му́дрость, Сло́во и Си́ла нарече́тся,/ сия́ние сла́вы и О́браз О́тчи Ипоста́си./ И па́ки у́бо мо́лим/ и, припа́дающе, лобыза́ем пречестну́ю ико́ну Прему́дрости Бо́жия Ма́тере/ и велегла́сно вопие́м:/ о Милосе́рдая Влады́чице,/ спаси́ рабы́ Своя́ от наси́лия диа́воля,/ от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни,/ я́ко Ты еси́ всех благи́х Пода́тельница и Покрови́тельница// притека́ющим к Тебе́ с ве́рою и прося́щим ве́лия ми́лости.
Перевод: Обратимся, православные люди, к премудрости Божией и увидим чудотворную икону Пречистой Богоматери, которую называем по явлению Софией, Премудростью Божией, потому что Она была одушевленным храмом Единородного Сына и Слова Божия. Пречистая икона эта, испуская лучи, сияет в почитаемом храме Твоем и сердца наши радует, приходящих с верой и взирающих на нее со страхом и благоговением, размышляющих в сердцах наших, что Ты есть воистину селение Премудрости Божией и замысел Таинства Его, ибо мы, верующие, с надеждой взираем на Ее пламенный образ и поклоняемся Ее истинному и непорочному девству — в рождестве и после рождества. От Нее же изошел Огонь Божественный, опаляющий тленные страсти и просвещающий души наши и очищающий их, Тот через Которого и сотворен Отцом мир (Евр.1:2), Он же зовется и Мудростью, и Словом, и Силой, сиянием Славы и образом ипостаси Отца. И снова мы молимся и, преклоняя колена, прикладываемся к почтенной иконе Премудрости Божией Матери и громко взываем: «О милосердная Владычица, спаси рабов Своих от насилия диавольского, от нападения врагов и междоусобной войны, так как Ты Подательница всех благ и Покровительница приходящих к Тебе с верой и просящих великой милости».
Непостижи́мая и Всепе́тая Прему́дросте Бо́жия, Софи́е Преимени́тая, де́вственных ду́ше, си́речь Единоро́дный Сы́не, Сло́ве Бо́жий, приими́ моле́бное сие́ пе́ние от недосто́йных и скве́рных уст на́ших. А́ще и пи́сана суть: не красна́ песнь во усте́х гре́шничих, оба́че же разбо́йник еди́нем сло́вом спасе́ся, мыта́рь воздыха́нием оправда́ся и ханане́ина дщерь ма́терним проше́нием исцели́ся, поне́же Ты, Го́споди, Благ и Человеколюби́в, гряду́щаго в мир просвеща́еши, и грехи́ гре́шником отпуща́еши, и ра́зумом неразу́мных наполня́еши, и бу́ияго умудря́еши, и жа́ждущия благи́х слове́с ду́ши уче́нием Твои́м, я́ко самаряны́ню водо́ю живо́ю, напая́еши, блудника́ целому́дренна устроя́еши, разбо́йнику рай отверза́еши, зане́ Ты еси́ всех благи́х Пода́тель, и Вразуми́тель, и животу́ Храни́тель, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву и хвалу́, честь и благодаре́ние и славословле́ние возсыла́ем и поклоне́ние твори́м со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, и со Пресвято́ю и Пренепоро́чною Твое́ю Ма́терию, Влады́чицею на́шею Богоро́дицею и Присноде́вою Мари́ею, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.