Икона «Великая Панагия»

Икона "Великая Панагия"

Икона  «Великая  Панагия»  Оранская,  «Великая  Всесвятая»,  икона  Божией  Матери  называемая  еще  Ярославской  Орантой,  один  из  древнейших  образов  Богоматери  «Знамение«,  берущий  свое  начало  от  прославленной  иконы  Влахернского  храма  Константинополя.

Известна  икона  «Великая  Панагия»  с  XII  века.  Образ  происходит  из  Спасо-Преображенского  собора  города  Ярославля,  поэтому-то  его  именуют  Ярославской  Орантой.  Собор  был  построен  в  1224  году,  но  по  летописным  свидетельствам  известно,  что  иконы  Богоматери  «Знамение»  в  изводе  «Великая  Панагия»  участвовали  в  многочисленных  походах  русских  князей  в  период  междуусобиц,  в  частности,  в  обороне  новгородцев  от  войск  Андрея  Боголюбского  в  1169  году.

История  образа:  Согласно  преданию,  написана  была  икона  «Великая  Панагия»  преподобным  Алипием,  монахом  Киево-Печерской  Лавры,  первым  выдающимся  иконописцем.  В. И. Антонова  так  описывала  в  1919  году  факт  обнаружения  чудотворной  иконы:  «В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г.О.Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками.

Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой.
А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского».

В  1925-1929  годах  обретенная  таким  образом  икона  «Великая  Панагия»  была  реставрирована.  После  реставрации  это  чудо  иконописи  вошло  в  историю  древне-русского  искусства  как  уникальный  памятник  домонгольской  живописи.

Икона "Великая Панагия"

Иконография:  Иконографический  тип — «Оранта»,  «Молящаяся».  К  этому  типу  икон  относятся  иконы  «Знамение»,  «Нерушимая  стена«,  Неупиваемая  чаша«,  «Живоносный  источник«.

  Нет  общепринятого  мнения  о  времени  и  месте  написания  иконы.  Одни  исследователи  относят  ее  к  киевской  школе  живописи,  другие — к  ярославской.  Однако,  все  отмечают  стилистическую  близость  иконы  киевским  мозаикам.

Монументальные  формы  образа  рассчитаны  на  восприятие  с  большого  расстояния.  Возможно,  что  образ  был  создан  для  алтарной  части  собора.  В  символике  иконы  четко  выражены  христианские  идеи  непорочного  зачатия,  Божественность  природы  Христа  и  торжество  Небесной  Церкви  на  земле.

Пресвятая  Богородица  представлена  в  позе  Оранты,  то  есть  с  молитвенно  воздетыми  руками.  На  груди  Ее  медальон  с  изображением  Младенца  Христа.  В  верхних  углах  иконы — полуфигуры  архангелов  в  священнических  облачениях.  Такой  тип  изображения  Богоматери  называется  по-гречески  «Панагия»,  что  значит  «Всесвятая».

Стройная,  классических  пропорций,  фигура  Царицы  Небесной  очень  устойчива,  но  в  то  же  время  не  лишена  движения,  что  подчеркивается  ритмом  складок  хитона  и  мафория.  Монументальное,  величественное  изображение  отражает  средневековое  представление  о  Богоматери  как  Покровительнице  и  Защитнице  людей.

«Полновидный»,  светлый,  румяный  лик  Девы  Марии  соответствует  русскому  идеалу  совершенной  красоты.  Пресвятая  Богородица  предстает  на  иконе  подлинной  Владычицей  мира.  Лики  Богородицы  и  Богомладенца  пронизаны  золотым  свечением,  символизирующим  потоки  благодати  Святого  Духа.

Багряно-алый  мафорий  Пресвятой  Богородицы  символизирует  величие  и  принадлежность  к  царскому  роду,  иссиня-зеленая  (синий  и  зеленый  цвета  разных  оттенков)  туника — символ  целомудрия,  девства  и  небесной  чистоты,  золотистые  поручи — знак  служения  Христу.

На  Ее  груди — золотой  диск,  мандорла, — свет  вечности,  в  нем  изображен  Предвечный  Младенец  Эманнуил  (таким  именем  величают  Иисуса  Христа  в  юношеском  возрасте)  в  традиционных  одеждах  Спаса  Вседержителя — белом  хитоне  и  алом  гиматии. 

Здесь  Иисус  Христос,  с  нетрадиционным  жестом  раскинувший  руки,  олицетворяет  Евхаристию — главное  церковное  таинство  приобщения  к  телу  и  крови  Христовым.  В  верхних  углах  иконы — святые  Ангелы,  архангелы  Михаил  и  Гавриил.

Взгляд  Иисуса  Христа  по-взрослому  серьезный,  мудрый,  а  Пресвятая  Богородица  смотрит  кротко,  покорно  Божьей  воле.  Руки  Божией  Матери  в  запястьях  покрывают  поручи,  часть  священнического  облачения,  символизирующие  покровительствующую  роль  Церкви.

Молитвенная  традиция:  Пред  иконой  «Великая  Панагия»  молятся  об  исцелении  телесных  и  душевных  болезней,  об  избавлении  от  душевных  страданий  и  страстей,  о  спасении  души,  о  помощи  в  трудных  обстоятельствах  жизни,  о  помощи  в  правильном  выборе  пути.

Икона  «Великая  Панагия»  наделяет  силами  для  духовной  борьбы  и  для  противостояния  невзгодам,  проводит  заблудшую  душу  к  истинному  пути. 

Празднование:  27  ноября  /  10  декабря.

МОЛИТВА

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-oranta

 

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Величание

,,Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.»

Молитва  вторая

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 

Акафист  пред  иконой  Божией  Матери  «Великая  Панагия»  читается  как  в  субботу  акафиста,  или  благодарственной  Похвалы  Пресвятой  Богородице.

  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *