Кирилло-Белозерский монастырь, а точнее Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, находящийся в Вологодской области, примерно в 400 километрах от Санкт-Петербурга, принадлежит к древнейшим монастырям России, его архитектурный комплекс является культурным наследием народов РФ, а территория обители является заповедником.
Это был один из крупнейших монастырей, раскинувшийся на большой территории, состоящей как бы из нескольких частей. Одна из таких частей, так называемый Малый Иоанновский монастырь, 29 декабря 1998 года был передан наконец Церкви, и в нем возобновилась монашеская жизнь. Монастырь ныне сосуществует с музеем. Из храмов действует Сергиевский (летом) и Кирилловский (круглый год)
28 августа 1997 года, после почти семидесятилетнего перерыва, в храме обители над гробом основателя монастыря и первого его игумена Кирилла Белоезерского была совершена первая Божественная литургия. В 1998 году президентским указом ансамбли Кирилло-Белозерского и Феррапонтова монастырей и музей-заповедник были включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
А начиналась история этого значительного монастыря с появления на Белоозере у подножия горы Мауры на берегу реки Шексны шестидесятилетнего подвижника Кирилла, прозванного впоследствии Белоезерским, игумена Московского Симоновского монастыря, ушедшего в 1391 году на покой и отправившегося, по указанию Пресвятой Богородицы, в дикую красоту безмолвных и глухих лесов для уединенной молитвы.
Святой Кирилл Белоезерский, ученик преподобного Сергия Радонежского, прибыл в Белозерский край со своим духовным другом старцем Ферапонтом Можайским. Они водрузили Крест, ископали землянку на пригорке в лесу на берегу Сиверского озера и некоторое время подвизались вместе. Затем решили расстаться для подвигов уединения и полного безмолвия, встречаясь лишь изредка для духовных бесед.
Старец Ферапонт поселился в 15 верстах оттуда на перешейке, соединяющем два озера. Вокруг преподобного Кирилла очень скоро начали поселяться иноки, желающие спасаться под его духовным руководством. В 1397 году был построен первый храм в честь Успения Божией Матери. Этот год обычно считается годом основания обители.
Соратник преподобного Кирилла Белоезерского основал свой монастырь, известный как Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь.
Устав Кирилло-Белозерского монастыря был предельно строгий, ставший на несколько веков образцом для образовывавшихся позднее пустынь. Обитель была общежительной, но в основе жизни лежали молчание и уединенность. Строгое молчание соблюдалось в церкви, на трапезе, на послушаниях.
Без крайней нужды в келии друг к другу не ходили. Молитва, пост, молчание, уединенность и нестяжательность — вот главные постулаты, которыми руководствовался первый игумен обители. Кирилло-Белозерский монастырь был одним из оплотов нестяжательства, духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей.
Здесь жил духовный вождь нестяжателей преподобный Нил Сорский. Дары и пожертвования не принимались, земельные угодья не приобретались. В этот период обитель пребывала в немалой бедности. Один раз в год монах из братии отправлялся в мир закупать все необходимое. Милостыню не просили, жили своим трудом и тем, что Бог послал.
Послушникам, а монахам тем более, запрещалось иметь какое-либо имущество. У монахов в кельях не было даже воды. Каждый монах обязан был выполнять все заповеди и правила. Отец Кирилл, доживший до 90 лет, даже в старости не позволял себе прислониться на молитве к стене. Однако наказания в обители не практиковались.
Преподобный Кирилл Белоезерский, будучи суровым аскетом, управлял, однако, обителью с любовью и смирением. Обладая даром прозорливости и чудотворений он смягчил многие сердца, привел к покаянию многих непокорных и злобствующих, сделал друзьями и почитателями многих враждебно настроенных.
После смерти преподобного старца в 1427 году игуменом обители стал благословленный им Трифон. В монастыре продолжали собирать начатую при преподобном Кирилле библиотеку, которая стала затем известна в России как одна из значительных по количеству собранных в ней редкостей. В ней было 2092 рукописных книги.
Кирилло-Белозерский монастырь получил известность по всей Руси и продолжал разростаться. Здесь закладывается традиция иконописания, начало которой положил инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, сделавший в 1424 году прижизненный портрет Кирилла Белозерского, а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившейся потом в Спасо-Прилуцком монастыре.
Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. Кирилло-Белозерский монастырь в XV — XVI веках становится религиозным центром Руси. Его даже называли Северной лаврой. В 1497 году на месте сгоревшей деревянной Успенской церкви был построен каменный собор.
С первой половины XVI века в Кирилло-Белозерский монастырь начинают регуляро ездить на богомолье Московские князья и цари. В 1528 году сюда приезжал Великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской вымаливать наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный.
В память этого события здесь была заложена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Трижды побывав в монастыре, Иван Васильевич выражал желание постричься в нем в монахи, а перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.
К XVIII веку Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. Подле него образовалась даже целая слобода, из которой впоследствии вырос город Кириллов. Но именно в этом веке начался закат Северной лавры, во время правления Екатерины II, после ее указа по секуляризации монастырских владений.
Кирилло-Белозерский монастырь в одночасье стал беден. 1350 рукописных книг, самых ценных, были переданы в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здания стали ветшать, на их поддержание не хватало средств. Кирилло-Белозерский монастырь стал приходить в упадок. После революции в 1924 году монастырь был закрыт, а его последний настоятель архимандрит Анастасий расстрелян.
В советское время Кирилло-Белозерский монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, что способствовало сохранению архитектурного ансамбля и художественных ценностей. В знаменательном для обители 1997 году между музеем и Вологодским епархиальным управлением был подписан договор о передаче территории Малого Иоанновского монастыря для возобновления монашеской жизни.