Петровская икона Божией Матери упоминается в источниках XV века как чудотворная, она спасала несколько раз Москву от врагов. Ее особенно почитали московские первосвятители. Она считается первой московской чудотворной иконой. В летописных рассказах Петровская икона Божией Матери называется спасительницей и покровительницей Москвы.
Издавна она считалась Патриаршей иконой, ее предносили во время крестных ходов Московских святителей. Она была символом становления Москвы, одной из первых почитаемых чудотворных икон.
Патриарх Иов брал Петровскую икону Божией Матери, наряду с Владимирской и Донской иконами, когда просил Бориса Годунова принять царство. Ее же возили в Кострому в 1613 году, призывая на царство Михаила Федоровича.
История образа: Петровская икона Божией Матери была написана святителем Петром, митрополитом Московским около 1306 года в бытность его игуменом Спасо-Преображенского Ратского монастыря на Волыни. Согласно житию святителя, он был иконописцем.
Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским, игумен Петр преподнес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда была его кафедра.
Митрополит Максим украсил Петровскую икону Божией Матери дорогими каменьями, золотом и до конца своей жизни благоговейно хранил этот дар, молился перед образом о вверенной ему пастве.
По смерти святителя Максима игумен Геронтий, обуреваемый желанием захватить митрополичий престол, взял пастырский жезл и Петровскую икону Божией Матери и отправился в Константинополь для получения святительского сана.
Это вероломство вызвало недовольство многих верующих, в том числе и князя Юрия Галицкого, который устроил все так, чтобы святитель Петр, которого он почитал более достойным для сей должности, тоже отправился в Царьград.
Большую роль сыграло и покровительство Пресвятой Богородицы, Которая, явившись во сне игумену Геронтию, грозно приказала отказаться от своей затеи.
Геронтий, прибыв по устроению Божиему с большими трудностями и задержками в Константинополь, поведал, против своего желания, о своем сне и повелении Божией Матери.
Занимавший тогда патриаршую кафедру Афанасий посвятил в митрополита всей Русской земли святителя Петра, передав ему посох митрополита Максима, а также Петровскую икону Божией Матери со словами: «Ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».
В 1325 году, когда Русская митрополия была перемещена из Владимира в Москву, митрополит Петр перенес Петровскую икону Божией Матери из города Владимира в Москву и поместил ее в Московском Успенском соборе . Там эта святыня пребывает и доныне. В источниках XV века Петровская икона Божией Матери называется «животворивой», и, вероятно, помещалась у гроба святителя Петра.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Поясное изображение Божией Матери и Богомладенца, благословляющего правой рукой.
Первообраз считается утерянным на рубеже XIX — XX веков. В Успенском соборе почитается точный список Петровской иконы, написанный Назарием Савиным в 1614 году. Это икона — пядница, размером 30,5 х 24,5 сантиметров.
В настоящее время почитание Петровской иконы Божией Матери как Патриаршей возобновляется. При посещении Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в 2010 году Высоко — Петровского ставропигиального мужского монастыря братия обители преподнесли в дар Его Святейшеству точную копию Петровской иконы Божией Матери.
Этот список иконы был установлен, по благословению Святейшего Патриарха, в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршим местом. При совершении Патриарших крестных ходов икону стали износить из храма.
Братия монастыря и попечители обители украсили Петровскую икону Божией Матери резным серебряным киотом, на изготовление которого ушло около года.
Сверху киот украшает икона Спаса Нерукотворного, по бокам предстоят Московские первосвятители. Внизу расположена композиция с изображением Высоко — Петровского монастыря на фоне Успенского собора Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.
Высоко — Петровский монастырь был основан святителем Петром в 1315 году, упоминается в письменных источниках с 1317 года. В 2015 году отмечалось 700-летие со дня основания обители. Примерно столько же лет и Петровской иконе Божией Матери.
Монастырь был закрыт большевиками в 1929 году. Высоко — Петровский монастырь возобновил работу в 1990 году. Тогда же он получил статус Патриаршего подворья.
В стенах обители начал свою деятельность Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Здесь же разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от телесных и душевных страданий, о Богохранимом Отечестве. Также возносят молитвы ко Пресвятой Богородице перед чудотворным образом об обретении счастья в браке, о взаимопонимании в семье, об обретении радости материнства, о легких родах и благополучной беременности, о здоровьи детей и об исцелении различных недугов.
Празднование: 24 августа / 6 сентября.
Молитва
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.