Шестоковская икона Божией Матери прославилась в Москве во второй половине XVIII века. По сохранившемуся преданию, чудотворная сия икона явлена была чудным образом в доме секунд-майора Н. Д. Скрипицына.
История образа: Одна девица, которую считали блаженной, видела во сне, что в трубе печи в этом доме находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним. Никто не обращал внимания на ее слова, пока однажды не увидели на шестке печи выпавший из трубы сверток холста.
Когда развернули сверток, все пришли в благоговейный восторг. На холсте было прекрасно сохранившееся изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Было заметно, что холст побывал в огне ( на правой руке Богородицы остался след ожога ), но силою Божией икона осталась невредимою.
Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа и почиталась домочадцами с великим благоговением. Господин Скрипицын благолепно украсил икону, которая была довольно большого размера ( 2 метра на 1,5 метра ), и по своей смерти передал семейную святыню детям в благословение с наименованием Шестоковской иконы Божией Матери, потому что явилась она на шестке печи.
Шестоковская икона Божией Матери была перенесена из Москвы в село Шелтомеж Тверской губернии Каширского уезда, на родину Скрипицына. По древним актам видно, что владелец села секунд-майор Н. Д. Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословение устроить в селе каменный храм вместо деревянного, построенного еще в 1686 году.
Долгое время родовая Шестоковская икона Божией Матери была предметом споров и тяжбы между наследниками господина Скрипицына, пока наконец в 1851 году не была пожертвована в храм села Шелтомеж в неотъемлемую собственность, после чего стала именоваться еще Шелтомежской иконой Божией Матери.
Все время с момента явления чудотворной иконы, от нее обильно изливались чудотворения. Пред Шестоковской иконой Божией Матери совершались молебны, ее носили крестным ходом по Тверской и Ярославской губерниям.
В 1887 году в селе Шелтомеж при храме сложилась женская община, которая позднее получила статус Шенстоковской Вознесенской женской обители. Обитель сия имела подворье в Санкт-Петербурге, на постройку которого имела благословение святого праведного Иоанна Кронштадского.
Святой Иоанн Кронштадский участвовал в 1896 году в закладке храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери для монастырского подворья. После закрытия Шестоковского женского монастыря дальнейшее местонахождение первообраза Шестоковской иконы Божией Матери неизвестно.
Но в этом регионе самое широкое распространение имели списки с чудотворного образа. Один из таких списков был передан в Спасо — Яковлевский Димитровский мужской монастырь, как благословение на возрождение монашеской жизни в древней обители.
Благословение получено было от ее первого духовника, известного старца архимандрита Павла Груздева, большую часть жизни прослужившего в тех местах, где Шестоковская икона Божией Матери была столь широко почитаемой святыней.
Храм подворья в Петербурге пережил революционное лихолетье, но в 1932 году был закрыт. Возвращен он Русской Православной Церкви в 1992 году. Восстановительные работы продолжались почти десять лет. Церковь в честь Шестоковской иконы Божией Матери была освящена в 2002 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Прихожане храма большей частью грузины и богослужения совершаются на грузинском и церковно-славянском языках, а церковь называется не Шестоковской, а Шестаковской. Находится она неподалеку от Александро-Невской Лавры.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Главы Богоматери и Богомладенца увенчаны коронами. Предвечный Младенец восседает на коленях Божией Матери, в правой руке Он держит жезл. Богоматерь держит в левой руке державу, а в правой свиток.
Молитвенная традиция: Шестоковской иконе Божией Матери молятся об исцелении болезней душевных и телесных, об исцелении одержимых злыми духами.
Празднование: 6 / 19 марта.
Молитва Пресвятой Богородице пред Ее иконою Шестоковская
К кому возопию Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плачь мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.