Сретенская свеча

Сретенская  свеча

Сретенская  свеча  это  свеча,  освященная  по  особому  чину  на  праздник  Сретения  Господнего  (2  /  15  февраля).  «Чин благословения  свещъ  на  Сретение Господне»  впервые  был  введен  в  практику  Православной  Церкви  в  1646  году.  При  этом  следует  оговориться,  что  Богослужебным  уставом  чин  освящения  свечей  на  Сретение  не  предписывается,  то  есть  не  является  обязательным. 

А  также  нужно  отметить,  что  нельзя  смешивать  обычное  освящение  свечей  с  освящением  их  по  этому  особому  чину.   В  Требнике  предписывается  совершать  его  перед  Царскими  вратами  «по  часех,  прежде  начатия  священныя  Литургiи».  В  третьей  молитве  этого  чина  священник  обращается  к  Богу: 

«Господи  Иисусе  Христе,  Свете  истинный,  просвещаяй  всякаго  человека  грядущаго  в  мiр:  излей  благословенiе  Твое  на  свещы  сiя,  и  освяти  я  светом  благодати  Твоея:  изволи  же  милостиве,  да  яко  сiя  светила  огнем  видимым  возжженна  нощныя  тьмы  прогоняют,  тако  сердца  наша,  невидимым  огнем,  си  есть,  светлостiю  Святаго  Духа  просвещенна,  слепоты  всяческих  избежат…».

Происхождение  этого  обычая  освящать  свечи  именно  на  этот  праздник  (раньше еще и совершались крестные ходы с возженными свечами,  именно  для  этого  свечи  и  освящались),  по-видимому,  связано  со  словами,  произнесенными  святым  праведным  Симеоном  Богоприимцем:  Яко  видесте  очи  мои  спасение  Твое,  еже  еси  уготовал  пред  лицем  всех  людей:  свет  во  откровение  языком  (Лк. 2: 30–31).

Чин  освящения  свечей  на  Сретение  Господне  отсутствует  в  Греческой  Церкви,  неизвестен  он  и  старообрядцам.  Появление  его  связывают  с  именем  митрополита  Киевского  святителя  Петра  (Могилы),  с  изданным  и  составленным  им  «Евхологионом,  альбо  Молитвословом  или  Требником».

Этот  требник  содержал  37  чинов,  никогда  до  этого  в  Богослужебных  книгах  Православной  Церкви  не  встречавшихся.  Некоторые  из  них  являются  переработанными  переводами  чинов  из  латинского  «Римского  ритуала».  К  числу  латинских  заимствований  относится  и  чин  освящения  свечей  на  праздник  Сретения.

Возможно,  что  этот  обряд  сложился  в  противовес  языческому  почитанию  очистительного  огня  и  связанных  с  этим  ритуалов.  Так  или  иначе, но  значение  церковной  свечи  в  обрядах  Церкви  очень  велико  и  применение  свечей  имеет  древние  корни.

Сретенская  свеча 

Свеча — это  наша  малая  жертва  Богу.  Огонь  свечи,  это  огонь  нашей  веры.  В  состав  любой  церковной  свечи  обязательно  входит:  елей — симолизирующий  Божественную  милость  к  людям,  и  пчелиный воск — символизирующий  сладость  общения  с  Богом,  мягкость  воска  выражает  готовность  человека  подчинить  свою  волю  Богу.

Согласно  православной  традиции,  горящая  перед  иконой  свеча — это знак  нашей  веры  и  надежды  на  благодатную  помощь  Божию,  всегда  обильно  посылаемые  всем,  кто  с  верой  и  молитвой  притекает  ко  Господу  и  святым.

  Святой  праведный  Иоанн  Кронштадтский  советовал:  «Видя  свечи  горящие  и  лампады  в  церкви,  восходи  мыслию  от  огня  вещественного  к  невещественному  огню  Духа  Святаго:  Бог  наш  есть  огнь  поядаяй  (Евр. 12, 29)…  Свеча  или  лампада  напоминает  нам  о  свете  и  огне  духовном,  напр.,  о  словах  Господа:  Я — свет,  пришедший  в  мир,  да  всяк  веруяй  в  Мя  во  тьме  не  пребудет  (Иоан. 12, 46).

Что  же  такое  сретенская  свеча  и  чем  она  отличается  от  обычной  освященной  в  церкви  свечи?  Для  лучшего  понимания  можно  провести  аналогию  с  освящением  воды.  Например,  когда  в  храмах  служатся  водосвятные  молебны,  вода  освящается  малым  чином.  Это  святая  вода,  которая  несомненно  отличается  от  обычной  воды.

Но  есть  и  крещенская  вода,  которая  освящается  великим  чином  только  один  раз  в  году — на  Крещение  Господне,  вернее  в  Крещенский  сочельник,  накануне  праздника  (ее  часто  называют  богоявленской),  и  в  сам  праздник  на  Великом  водосвятии.  Чин  освящения  и  в  том,  и  в  другом  случае  одинаковый,  но  вода  эта  стоит по  нескольку  лет,  не  портится,  сохраняя  свежесть.

Церковная  практика  показывает,  что  любая  молитва  к  Господу  Иисусу,  Божией  Матери,  или  к  святым,  при  возжжении  и  горении  сретенских  свечей,  имеет  особую  благодатную  силу,  и  если  сопровождается  искренной  верой  молящихся,  приводит  к  скорому  исполнению  просимого.

Сретенская  свеча,  как  и  любая  церковная  свеча,  предназначается  сугубо  только  для  возжжения  ее  во  время  молитвы.  Обычно  сретенская  свеча  зажигается  только  в  особых  случаях:  когда  мы  молимся  при  решении  важных  жизненых  проблем  (выборе  спутника  жизни,  выборе  профессии,  устройстве  на  работу,  прибретении  дома,  машины  и  т.д.),  когда  нас  одолевает  болезнь,  скорбь,  печаль,  или  при  явном  действии  демонских  сил  на  человека.

Любая  церковная  свеча — это  жертва  Богу,  следовательно  свеча  ставится  с  молитвой:  «Прими  Господи  жертву  сию  за  рабов  Твоих  (имя  за  кого  ставишь).»  Если  свеча  ставится  какому-либо  святому,  то  молитесь:  «Святый  угодниче  Божий  (имя)  моли  Бога  о  мне  (или  о  нас  и  перечисляете  имена)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *