За Святой четыредесятницей ( Великий пост , Великий пост. Продолжение ) начинается Страстная седмица, последняя и самая строгая неделя поста. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, смерти на Кресте , погребении.
В Страстную седмицу Православная Церковь обращает особенное молитвенное внимание на события, которые происходили в Иерусалиме перед иудейской пасхой 2000 лет тому назад: Тайную вечерю в Сионской горнице, молитву в Гефсимании, измену Иуды, суд над Спасителем; Его распятие, смерть и Воскресение. Последние дни земной жизни Спасителя евангелисты передали наиболее обстоятельно.
«В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступным человекам.» — говорит святой Иоанн Златоуст.
Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы. Каждый день Страстной седмицы имеет название — Великий Понедельник, Великий Вторник и так далее. Эту неделю называют также Белою или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе , то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убираться в доме.
Созерцая образ уничижения и славы Сына Божия в прообразованиях ветхозаветных и побуждая нас в великие дни Страстной седмицы преимущественно к целомудренной и благочестивой жизни, Православная церковь в Великий Понедельник воспоминает целомудренного Иосифа, бывшего прообразованием Иисуса Христа.
Любимый сын Иакова Иосиф из зависти продан был своими братьями по плоти. Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников.
Ночь на вторник Иисус Христос провел в Вифании, а утром пришел в храм Иерусалима, где много проповедовал. Первосвященники, слушая Его притчи, очень хотели Его убить, но боялись народа, почитавшего Его. Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день притчу о десяти девах.
Великая Среда. Иисус Христос провел эту ночь в Вифании в доме Симона прокаженного, где уготована была для Спасителя вечеря. Жена — грешница возлила на Его главу драгоценного мира, как приношение Самому Богу. Иуда Искариот пришел на совет первосвященников, составлявших заговор против Иисуса Христа, и предложил предать Его за тридцать сребреников.
Великий или Чистый Четверг посвящен воспоминанию о Тайной Вечере, на которой Христос омыл ноги ученикам, показав этим пример братской любви и смирения. На Тайной Вечери Христом также было установлено главное Таинство христианской веры — Евхаристия ( что в переводе с греческого означает «благодарение» ).
Вечером в Великий Четверг читаются Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история страданий Христовых. Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. По старому обычаю делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем.
В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи. Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечере каждый прихожанин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской.
На утреннем богослужении в Великую Пятницу Православная Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на двенадцать чтений Евангельских, называемых Страстными Евангелиями. Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу ведет начало свое от предания апостольского.
Это самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя разбойниками, приговоренными к такой же позорной смерти.
Праведный Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв с Креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, положили Пречистое тело Господа в новом каменном гробу в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям привалили большой камень. При погребении находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосифа.
Первосвященники выпросили у Пилата военную стражу, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса, сказав народу, что он воскрес из мертвых, и самый гроб запечатали. ( Мф. 27 : 57 — 66; Ин. 19 : 39 — 42 ).
Великая Пятница — это день траура в память о смерти Христа. В Страстную Пятницу христиане строго постятся. Запрещено петь и веселиться. Самая важная часть богослужений — вынос Плащаницы ( изображение Христа, лежащего во гробе ) на середину храма.
Здесь на специально приготовленном столе она находится 3 дня ( напоминание о трехдневном нахождении Спасителя во гробе ). Молящиеся поклоняются и прикладываются к святыне. Слово «плащаница» означает «плат», то есть кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. В этот день не полагается ничего есть.
Вечером совершается чин погребения Христа. В конце его под печальное пение хора «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» плащаницу носят вокруг церкви, что является символом схождения Христа во ад.
Великая Суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, Иосифом Аримафейским и Никодимом.
Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день, сошел во ад, где ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденных силой Его крестных страданий. Страстная седмица в Великую Субботу заканчивается.
Господу Иисусу Христу при Восресении не помешали ни синедреонова печать, ни дверь, ни камень. Он вышел из усыпальницы, не повредив ни того, ни другого, ни третьего. Жены — мироносицы, пришедшие умастить тело Иисуса Христа благовонным миром, обнаружили гроб пустым и получили благую весть о Его воскресении от Ангела Господнего.