Схождение Благодатного Огня в Иерусалимском храме в Великую субботу представляет собой поразительное доказательство истинности и вселенского величия Православной Греко-Российской Церкви.
С того утра, когда апостол Петр прибежав к пустому Гробу и наклонившись «увидел свет» в нем, — празднует Православие явление Небесного Огня на Святом Гробе Господнем. Празднование святого огня и схождение Благодатного Огня исключительно принадлежит Иерусалиму, и нигде более не повторяется.
На страже святого Гроба уже несколько веков стоят православные иерархи. В разные времена, при разных правителях приходили все сюда получать Благодатный Огонь. Сам халиф во времена Саладина приходил и стоял здесь со свечами.
И до сих пор мусульмане, протестанты и прочие иноверцы приходят получать Благодатный Огонь — «огонь с неба» — так они его называют, для них это тоже Святыня. Только одни католики не верят, что это Огонь с неба.
Невещественный огонь, свет, по свидетельству апостолов и святых отцов, осветил Гроб Господень уже при самом Воскресении Христа Спасителя. У святого Григория Нисского читаем: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно».
А святой Иоанн Дамаскин пишет: «Петр предста ко Гробу и свет зря во Гробе ужасошася». Первое упоминание о схождении Благодатного Огня сохранилось с IV века. Об этом свидетельствует историк Евсевий и благочестивые паломники. Свидетельства эти начинаются с основания самого храма Воскресения Господня.
Храм этот был заложен и построен святой равноапостольной царицей Еленой в IV веке, и благодать была дана Господом от самого основания храма. Раньше обряд получения Благодатного Огня входил в состав чина вечернего Великосубботнего Богослужения, в настоящее время превратился в святогробскую литанию.
Патриарх в сопровождении духовенства шествует в Воскресенский храм в обычной торжественной обстановке. В алтаре Патриарх облачается в белые одежды, во весь светлейший сан. Перед началом Крестного хода, православные арабы совершают дозволенный с давних пор обычай выражения радости.
По поводу схождения Благодатного Огня они шумною толпою обегают три раза вокруг святой Кувуклии, бьют в ладоши, громко восклицая: «Господи помилуй! Нет другой веры, кроме веры Православной!» Причем все эти сложившие веками обычаи строго соблюдаются.
Один год решили не пускать арабов с их шумной радостью и суетой, так Благодатный Огонь долго не сходил. Говорят, что время получения Благодатного Огня — это время, когда Господь сходил в ад. Все христиане имеют пуки свечей по 33 штуки (количество лет, прожитых Спасителем на земле).
Около часу дня из алтаря Воскресенского храма выходит Крестный ход во главе с Патриархом. Певчие и все духовенство поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе…» — и троекратно обходят Кувуклию. После этого все участвующие в литании уходят в алтарь, один Патриарх остается у входа в Гроб.
Патриарх слагает с себя все священнические одежды и остается в одном подризнике. Проводится установленный официальный осмотр Патриарха: нет ли у него спичек или фосфора. Затем печать с дверей Гроба Господнего снимается, и он входит в темный Гроб один. Двери Святой Кувуклии затворяются.
Вместе с греческим Патриархом входит и армянский Патриарх, но он остается в приделе Ангела близ южного отверстия в нем, тогда как православный Патриарх идет к ложу Спасителя и, преклонив колена, со слезами молится Господу Спасителю о том, чтобы Он обновил неизреченным Своим благоутробием и светом познания Своего просветил язычников, пребывающих во мраке.
Патриарх молит Господа, чтобы чрез Свое сошествие во ад и небесная, и земная, и преисподняя исполнились бы света, чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Его Гроба верным послужил даром освящения, исцелением от болезней, демонам ужасом и чтобы Спаситель благословил и освятил благочестиво к Нему прикасающихся, и даровал бы им ходити во свете заповедей Его, как сынам света.
В храме после невообразимых шума и суеты воцаряется гробовая тишина. Мысль, взор молящихся устремляются проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской Святыни, погруженной во мрак, с затаенным желанием, хотя бы и отчасти, приподнять для себя завесу загадочной тайны явления святого огня на тридневном Ложе Спасителя.
С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из Святого Гроба. В томительном ожидании минуты для них кажутся часами, а четверть часа горячей молитвы Патриарха — даже целою вечностию…
Вдруг громовой разноязычный крик многотысячной толпы раздается под сводами храма, когда в двух отверстиях с боков Кувуклии мелькает святой огонь. Схождение Благодатного Огня!!! Диакон несется с факелом огня в алтарь, чтобы передать его хранителю Святого Гроба, который раздает огонь кругом.
По рассказам очевидцев, сначала над храмом появляется туча, закрывающая солнце. Потом на всех присутствующих снисходит роса, а после этого появляется Благодатный огонь, в виде искорок и сполохов, которые вспыхивают везде и всюду. Люди ловят руками огоньки, умываются ими. Восторгу и ликованию нет предела.
Из распахнутых дверей Кувуклии выходит Патриарх с двумя факелами нового огня. К нему устремляется вся толпа, чтобы зажечь свои свечи именно от него. Святой огонь в мгновение ока морем разливается по всему обширному пространству храма, из груди тысячи богомольцев вырывается невольный восторженный крик радости и неподдельного восторга.
Назначенные скороходы отправляются в Вифлеем и Лавру преподобного Саввы, чтобы и в этих местах освятить монастыри новым светом. В настоящее время Благодатный Огонь развозится на самолетах и прочих видах транспорта по всему миру.
Схождение Благодатного Огня ежегодно просходит от самого Святого Гроба, освященного возлежавшею плотию Христовою, в знамение Истины и Православия. Святой огонь поддерживается в Святогробском храме до следующего года.
Схождение Благодатного Огня — чудо явное, и чудо это совершаемо только православными и никем другим. Велика сила Божия и неизмерима, непостижима, необъяснима нашим малым умом! Безмерно велика Любовь Божия к нам Грешным!
Празднование: Великая Суббота