Схождение Благодатного Огня

Схождение Благодатного Огня

Схождение  Благодатного  Огня  в  Иерусалимском  храме  в  Великую  субботу  представляет  собой  поразительное  доказательство  истинности  и  вселенского  величия  Православной  Греко-Российской  Церкви.

С  того  утра,  когда  апостол  Петр  прибежав  к  пустому  Гробу  и  наклонившись  «увидел  свет»  в  нем, — празднует  Православие  явление  Небесного  Огня  на  Святом  Гробе  Господнем.  Празднование  святого  огня  и  схождение  Благодатного  Огня  исключительно  принадлежит  Иерусалиму,  и  нигде  более  не  повторяется.

На  страже  святого  Гроба  уже  несколько  веков  стоят  православные  иерархи.  В  разные  времена,  при  разных  правителях  приходили  все  сюда  получать  Благодатный  Огонь.  Сам  халиф  во  времена  Саладина  приходил  и  стоял  здесь  со  свечами.

И  до  сих  пор  мусульмане,  протестанты  и  прочие  иноверцы  приходят  получать  Благодатный  Огонь — «огонь  с  неба» — так  они  его  называют,  для  них  это  тоже  Святыня.  Только  одни  католики  не  верят,  что  это  Огонь  с  неба.

Невещественный  огонь,  свет,  по  свидетельству  апостолов  и  святых  отцов,  осветил  Гроб  Господень  уже  при  самом  Воскресении  Христа  Спасителя.  У  святого  Григория  Нисского  читаем:  «Петр  верил,  видел  же  не  только  чувственными  очами,  но  и  высоким  Апостольским  умом — исполнен  убо  был  Гроб  света,  так  что,  хотя  и  ночь  была,  однако,  двема  образы  видел  внутренняя — чувственно  и  душевно».

А  святой  Иоанн  Дамаскин  пишет:  «Петр  предста  ко  Гробу  и  свет  зря  во  Гробе  ужасошася».   Первое  упоминание  о  схождении  Благодатного  Огня  сохранилось  с  IV  века.  Об  этом  свидетельствует  историк  Евсевий  и  благочестивые  паломники.  Свидетельства  эти  начинаются  с  основания  самого  храма  Воскресения  Господня.

Храм  этот  был  заложен  и  построен  святой  равноапостольной  царицей  Еленой  в  IV  веке,  и  благодать  была  дана  Господом  от  самого  основания  храма.  Раньше  обряд  получения  Благодатного  Огня  входил  в  состав  чина  вечернего  Великосубботнего  Богослужения,  в  настоящее  время  превратился  в  святогробскую  литанию.

Схождение Благодатного Огня

Патриарх  в  сопровождении  духовенства  шествует  в  Воскресенский  храм  в  обычной  торжественной  обстановке.  В  алтаре  Патриарх  облачается  в  белые  одежды,  во  весь  светлейший  сан.  Перед  началом  Крестного  хода,  православные  арабы  совершают  дозволенный  с  давних  пор  обычай  выражения  радости.

По  поводу  схождения  Благодатного  Огня  они  шумною  толпою  обегают  три  раза  вокруг  святой  Кувуклии,  бьют  в  ладоши,  громко  восклицая:  «Господи  помилуй!  Нет  другой  веры,  кроме  веры  Православной!»  Причем  все  эти  сложившие  веками  обычаи  строго  соблюдаются.

Один  год  решили  не  пускать  арабов  с  их  шумной  радостью  и  суетой,  так  Благодатный  Огонь  долго  не  сходил.  Говорят,  что  время  получения  Благодатного  Огня — это  время,  когда  Господь  сходил  в  ад.  Все  христиане  имеют  пуки  свечей  по  33  штуки  (количество  лет,  прожитых  Спасителем  на  земле).

Около  часу  дня  из  алтаря  Воскресенского  храма  выходит  Крестный  ход  во  главе  с  Патриархом.  Певчие  и  все  духовенство  поют:  «Воскресение  Твое,  Христе  Спасе…» — и  троекратно  обходят  Кувуклию.  После  этого  все  участвующие  в  литании  уходят  в  алтарь,  один  Патриарх  остается  у  входа  в  Гроб.

Патриарх  слагает  с  себя  все  священнические  одежды  и  остается  в  одном  подризнике.  Проводится  установленный  официальный  осмотр  Патриарха:  нет  ли  у  него  спичек  или  фосфора.  Затем  печать  с  дверей  Гроба  Господнего  снимается,  и  он  входит  в  темный  Гроб  один.  Двери  Святой  Кувуклии  затворяются.

Вместе  с  греческим  Патриархом  входит  и  армянский  Патриарх,  но  он  остается  в  приделе  Ангела  близ  южного  отверстия  в  нем,  тогда  как  православный  Патриарх  идет  к  ложу  Спасителя  и,  преклонив  колена,  со  слезами  молится  Господу  Спасителю  о  том,  чтобы  Он  обновил  неизреченным  Своим  благоутробием  и  светом  познания  Своего  просветил  язычников,  пребывающих  во  мраке.

Патриарх  молит  Господа,  чтобы  чрез  Свое  сошествие  во  ад  и  небесная,  и  земная,  и  преисподняя  исполнились  бы  света,  чтобы  сей  раздаваемый  свет  от  светоносного  Его  Гроба  верным  послужил  даром  освящения,  исцелением  от  болезней,  демонам  ужасом  и  чтобы  Спаситель  благословил  и  освятил  благочестиво  к  Нему  прикасающихся,  и  даровал  бы  им  ходити  во  свете  заповедей  Его,  как  сынам  света.

В  храме  после  невообразимых  шума  и  суеты  воцаряется  гробовая  тишина.  Мысль,  взор  молящихся  устремляются  проникнуть  в  сокровенную  глубину  этой  драгоценной  христианской  Святыни,  погруженной  во  мрак,  с  затаенным  желанием,  хотя  бы  и  отчасти,  приподнять  для  себя  завесу  загадочной  тайны  явления  святого  огня  на  тридневном  Ложе  Спасителя.

С  трепетом  и  замиранием  сердца  ожидают  все  находящиеся  в  храме  вожделенного  момента  первого  появления  святого  огня  из  Святого  Гроба.  В  томительном  ожидании  минуты  для  них  кажутся  часами,  а  четверть  часа  горячей  молитвы  Патриарха — даже  целою  вечностию…

Вдруг  громовой  разноязычный  крик  многотысячной  толпы  раздается  под  сводами  храма,  когда  в  двух  отверстиях  с  боков  Кувуклии  мелькает  святой  огонь.  Схождение  Благодатного  Огня!!!  Диакон  несется  с  факелом  огня  в  алтарь,  чтобы  передать  его  хранителю  Святого  Гроба,  который  раздает  огонь  кругом.

По  рассказам  очевидцев,  сначала  над  храмом  появляется  туча,  закрывающая  солнце.  Потом  на  всех  присутствующих  снисходит  роса,  а  после  этого  появляется  Благодатный  огонь,  в  виде  искорок  и  сполохов,  которые  вспыхивают  везде  и  всюду.  Люди  ловят  руками  огоньки,  умываются  ими.  Восторгу  и  ликованию  нет  предела.

Схождение Благодатного Огня

Из  распахнутых  дверей  Кувуклии  выходит  Патриарх  с  двумя  факелами  нового  огня.  К  нему  устремляется  вся  толпа,  чтобы  зажечь  свои  свечи  именно  от  него.  Святой  огонь  в  мгновение  ока  морем  разливается  по  всему  обширному  пространству  храма,  из  груди  тысячи  богомольцев  вырывается  невольный  восторженный  крик  радости  и  неподдельного  восторга.

Назначенные  скороходы  отправляются  в  Вифлеем  и  Лавру  преподобного  Саввы,  чтобы  и  в  этих  местах  освятить  монастыри  новым  светом.  В  настоящее  время  Благодатный  Огонь  развозится  на  самолетах  и  прочих  видах  транспорта  по  всему  миру.

Схождение  Благодатного  Огня  ежегодно  просходит  от  самого  Святого  Гроба,  освященного  возлежавшею  плотию  Христовою,  в  знамение  Истины  и  Православия.  Святой  огонь  поддерживается  в  Святогробском  храме  до  следующего  года.

Схождение  Благодатного  Огня — чудо  явное,  и  чудо  это  совершаемо  только  православными  и  никем  другим.  Велика  сила  Божия  и  неизмерима,  непостижима,  необъяснима  нашим  малым  умом!  Безмерно  велика  Любовь  Божия  к  нам  Грешным!

Празднование:  Великая  Суббота

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *