Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный и горячо любимый старец, духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, наш современник, почивший в возрасте 95 лет 5 февраля 2006 года в день празднования собора новомучеников и исповедников российских, оставил глубокий след в сердцах знавших его при жизни. А его духовные творения продолжают вести людей по пути к Богу, наставляя, вразумляя, объясняя. Мудро и с любовью.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в многодетной семье в городе Орле. Он был самым младшим восьмым ребенком. Отец мальчика Михаил Дмитриевич Крестьянкин умер рано, воспитание и содержание большой семьи пало на плечи матери Елизаветы Илларионовны. Будучи глубоко верующей, она и детей воспитывала в вере в Бога. Именно ей Ваня был обязан урокам христианской нравственности.
Ваня не отличался завидным здоровьем, в детстве очень часто болел. Мать, любя и жалея младшенького, часто молилась за него и даже дала обет посвятить его Богу. Мальчик же при слабом здоровье очень рано стал выделяться среди сверственников какой-то не по возрасту духовной целостностью и зрелостью.
В возрасте шести лет его заметил архиерей и пригласил помогать в алтаре. Так уже в раннем возрасте будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) промыслом Божиим приобщился к церковной жизни и стал выполнять обязанности пономаря, а впоследствии иподьякона. В 12 лет он выразил предварительное, но твердое желание посвятить свою жизнь монашескому подвигу.
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы, переехал в Москву, работал по специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона, а 25 октября того же года, на праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, Патриарх Алексий I рукоположил его в сан священника в Измайловском Христорождественском храме Москвы, где будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и остался служить.
Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном. В 1950 году, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую диссертацию. Защитить ему ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн, за ревностное служение и горячие проповеди, привлекавшие большое количество народа, был арестован и приговорен к семи годам исправительно-трудовых лагерей.
Отбывал батюшка свой срок в Карогопольлаге Архангельской области на лесоповале. После досрочного освобождения в 1955 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был направлен в Псковскую епархию, затем в Рязанскую. Он сменил несколько приходов из-за неприязненного отношения к нему властей.
10 июня 1966 года, на праздник святого Сампсона Странноприимца, отец Иоанн принял монашеский постриг, в 1967 году поступил в братство Псково-Печерской обители. В 1970 году он был возведен в сан игумена, а через три года, в 1973 году, в сан архимандрита.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) никогда не ограничивался традиционными обязанностями, связанными с саном и должностью. Очень много людей нуждалось в его наставлениях, молитвах и благословениях, и он никому не отказывал. Прием посетителей, начинавшийся после Божественной литургии, длился до позднего вечера, а зачастую до глубокой ночи.
Почитание духоносного старца было очень велико. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) обладал, помимо многочисленных добродетелей, духовной мудростью и даром прозорливости, хотя сам, по смирению сердца, относился к себе более, чем критично. К концу жизни, из-за слабости здоровья, отчасти подорванного во время заключения, он уже не мог принимать всех желающих, но со многими его связывала переписка.
5 февраля 2006 года архимандрит Иоанн (Крестьянкин), причастившись Святых Христовых Тайн, почил о Господе. На отпевании присутствовали архиереи, десятки священников и тысячи богомольцев, его духовные чада. Тело подвижника было погребено в священных пещерах.
Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна в день памяти новомучеников и исповедников Российских, ведь он сам пострадал за веру в годы гонений. Пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) присоединился к сонму своих сподвижников.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) остался в памяти людской как мудрый, светлый, радостный, добрый, любящий и взыскательный священник, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался к нему за советом. При этом он был строгим монахом, усердным постником и молитвенником, искренним послушником.
Главными духовными качествами отца Иоанна были дар рассуждения и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. Замечательно о нем рассказал митрополит Тихон (Шевкунов), духовное чадо отца Иоанна, автор всемирно известной уже книги о насельниках и старцах Псково-Печерского монастыря «Не святые святые» в статье https://www.pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestyankine-1/.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) оставил большое литературное наследие. Многие труды пастыря человеческих душ известны не только в нашей стране, но и зарубежом, переведены на другие языки. «Опыт построения исповеди», «Размышления о бессмертной душе», «Письма», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Проповеди», «Неведомому чаду».
Во время распространения смуты и паники среди верующих по поводу присвоения ИНН гражданам России, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) высказал твердое суждение, что прежде всего христианин отличается не наличием или отсутствием индивидуального номера, присвоенного государством, а верой и добродетелью.
Вот некоторые из его советов и поучений:
«Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле.
Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога.
Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу.
Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать.
Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души.
С Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают.
То, что скорбите, — это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте.
Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу.
Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби.
Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть.
Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель.
У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно.
Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле.
Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!»