Годовой круг богослужений — это установленный порядок служб на протяжении всего года. Каждый день года посвящается памяти каких-то святых, а также особым священным событиям — праздникам . Все праздники делятся по своему содержанию на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования есть праздники неподвижные, которые из года в год отмечаются в одни и те же числа, например: Рождество Христово ( и предшествующий празднику Рождественский пост ), Успение Пресвятой Богородицы ( и Успенский пост ).
Существуют, кроме того, подвижные праздники, которые в разные годы приходятся на разные числа. Сюда входят праздники, связанные с Пасхой, как, например: Вербное воскресение, Вознесение и Троица.
Пасха — самый радостный христианский праздник. Она — «праздников праздник и торжество из торжеств». Господь Иисус Христос воскрес из мертвых на следующий день после иудейской Пасхи, которая в год его распятия приходилась в субботу.
Так как ветхозаветная Пасха праздновалась по лунному календарю, и в разные годы приходилась на разные числа, то и новозаветная Пасха стала праздноваться в зависимости от ветхозаветной.
Первый Вселенский Собор постановил, чтобы христианская Пасха праздновалась непременно отдельно от иудейской и всегда в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.
Существуют пасхальные таблицы ( Пасхалии ), которые на каждый год указывают, когда приходится Пасха.
Самая ранняя Пасха может быть 4 апреля ( 22 марта по старому стилю ), а самая поздняя — 8 мая ( 25 апреля по старому стилю ). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост. Каждое воскресенье Великого поста посвящается особому событию.
За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресение ( Вход Господень в Иерусалим ). Через сорок дней после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а еще десять дней спустя Троица ( Сошествие Святого Духа на апостолов ), Пятидесятница.
Вот перечень главных двенадцати ( «двунадесятых» ) праздников с указанием чисел по новому стилю:
Рождество Христово — 7 января;
Крещение Господне, Богоявление — 19 января;
Сретение Господне — 15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;
Вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресение — последнее воскресенье перед Пасхой;
Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
Сошествие Святого Духа на апостолов ( Пятидесятница ) или День Святой Троицы — пятидесятый день после Пасхи;
Преображение Господне — 19 августа;
Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа;
Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря.
От праздника Троицы начинается последовательное чередование 8 — ми «гласов» — напевов и ежедневных чтений из апостольских посланий и Евангелия.
Годовой круг богослужений соблюдается во всех храмах.
Недельный круг богослужений
Кроме годового круга богослужений, существует еще недельный круг богослужений, согласно которому каждый день недели посвящается какому — нибудь священному событию или святому.
Воскресный день посвящается Воскресению Христову;
Понедельник — Ангелам;
Вторник — пророкам во главе с Иоанном Крестителем;
Среда и пятница — воспоминанию страданий Спасителя на Кресте ( поэтому среда и пятница — постные дни ); в среду Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов, предал Христа иудейским первосвященникам; в пятницу Христос был распят, страдал и умер на Кресте;
В четверг поминаются святые апостолы и их преемники — святители, из них особо чтится святой Николай Чудотворец;
В субботу поминаются преподобные, мученики и все святые. В субботу также поминаются и все умершие. ( «Неделей» на церковно — славянском языке называется воскресный день, как день неделания, то есть свободный от дел житейских, а семь дней, которые принято теперь называть неделей, называются седмицей ).