Годовой круг богослужений

Годовой  круг  богослужений — это  установленный  порядок  служб  на  протяжении  всего  года.  Каждый  день  года  посвящается  памяти  каких-то  святых,  а  также  особым  священным  событиям — праздникам .  Все  праздники  делятся  по  своему  содержанию  на  Господские,  Богородичные  и  святых.

По  времени  празднования  есть  праздники  неподвижные,  которые  из  года  в  год  отмечаются  в  одни  и  те  же  числа,  например:  Рождество Христово  ( и  предшествующий  празднику  Рождественский  пост ),  Успение Пресвятой Богородицы  ( и  Успенский  пост ).

Существуют,  кроме  того,  подвижные  праздники,  которые  в  разные  годы  приходятся  на  разные  числа.  Сюда  входят  праздники,  связанные  с  Пасхой,  как,  например:  Вербное  воскресение,  Вознесение  и  Троица.

Пасха — самый  радостный  христианский  праздник.  Она — «праздников  праздник  и  торжество  из  торжеств».  Господь  Иисус  Христос  воскрес  из  мертвых  на  следующий  день  после  иудейской  Пасхи,  которая  в  год  его  распятия  приходилась  в  субботу.

Так  как  ветхозаветная  Пасха  праздновалась  по  лунному  календарю,  и  в  разные  годы  приходилась  на  разные  числа,  то  и  новозаветная  Пасха  стала  праздноваться  в  зависимости  от  ветхозаветной.

Первый  Вселенский  Собор  постановил,  чтобы  христианская  Пасха  праздновалась   непременно  отдельно  от  иудейской  и  всегда  в  первый  воскресный  день  после  первого  весеннего  полнолуния.

Существуют  пасхальные  таблицы  ( Пасхалии ),  которые  на  каждый  год  указывают,  когда  приходится  Пасха.

Годовой круг богослужений
Пасхалия

Самая  ранняя  Пасха  может  быть  4  апреля  ( 22  марта  по  старому  стилю ),  а  самая  поздняя  — 8  мая  ( 25  апреля  по  старому  стилю ). За  семь  недель  до  Пасхи  начинается  Великий  пост.  Каждое  воскресенье  Великого  поста  посвящается  особому  событию.

За  неделю  до  Пасхи  празднуется  Вербное  воскресение  ( Вход  Господень  в  Иерусалим ).  Через  сорок  дней  после  Пасхи  празднуется  Вознесение  Господне,  а  еще  десять  дней  спустя  Троица  ( Сошествие  Святого  Духа  на  апостолов ),  Пятидесятница.

Вот  перечень  главных  двенадцати  ( «двунадесятых» )  праздников  с  указанием  чисел  по  новому  стилю:

Рождество Христово — 7  января;

Крещение Господне,  Богоявление — 19 января;

Сретение Господне — 15  февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы  — 7  апреля;

Вход Господень в Иерусалим,  Вербное  Воскресение —  последнее  воскресенье  перед  Пасхой;

Вознесение  Господне  —  сороковой  день  после  Пасхи;

Сошествие  Святого  Духа  на  апостолов  ( Пятидесятница )  или  День  Святой  Троицы —  пятидесятый  день  после  Пасхи;

Преображение  Господне  — 19  августа;

Успение Пресвятой Богородицы  — 28  августа;

Рождество Пресвятой Богородицы  — 21  сентября;

Воздвижение Креста Господня  — 27  сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы —  4  декабря.

От  праздника  Троицы  начинается  последовательное  чередование  8 — ми «гласов»  —  напевов  и  ежедневных  чтений  из  апостольских  посланий  и  Евангелия.

Годовой  круг  богослужений  соблюдается  во  всех  храмах.

Недельный  круг  богослужений

Кроме  годового  круга  богослужений,  существует  еще  недельный  круг  богослужений,  согласно  которому  каждый  день  недели  посвящается  какому — нибудь  священному  событию  или  святому.

Воскресный  день  посвящается  Воскресению  Христову;

Понедельник  —  Ангелам;

Вторник  —  пророкам  во  главе  с  Иоанном  Крестителем;

Среда  и  пятница  —  воспоминанию  страданий  Спасителя  на  Кресте  ( поэтому  среда  и  пятница — постные  дни );  в  среду  Иуда  Искариот,  один  из  двенадцати  апостолов,  предал  Христа  иудейским  первосвященникам;  в  пятницу  Христос  был  распят,  страдал  и  умер  на  Кресте;

В  четверг  поминаются  святые  апостолы  и  их  преемники —  святители,  из  них  особо  чтится  святой  Николай  Чудотворец;

В  субботу  поминаются  преподобные,  мученики  и  все  святые.  В  субботу  также  поминаются  и все  умершие.  ( «Неделей»  на  церковно — славянском  языке  называется  воскресный  день,  как  день  неделания,  то  есть  свободный  от  дел  житейских,  а  семь  дней,  которые  принято  теперь  называть  неделей,  называются  седмицей ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *