Рождественский пост


Рождественский  пост. Рождество  Христово

Рождественский  пост — последний  многодневный  пост  в  году.  Он  начинается  28  ноября  и  продолжается  до  7  января.  Он  длится  40  дней  и  потому  именуется  в  Церковном  уставе  Четыредесятницей,  так  же,  как  и  Великий  пост.

Так  как  заговенье  на  Рождественский  пост  приходится  в  день  памяти  святого  апостола  Филиппа,  этот  пост  называют  еще  Филипповым.

Рождественский  пост  строгим  не  является.  Согласно  Типикону  ( Церковному  Уставу ),  по  субботам  и  воскресеньям  в  Рождественский  пост  всегда  разрешается  рыба. 

По  понедельникам,  вторникам  и  четвергам  разрешается  пища  с  постным  маслом  ( кроме  монашествующих ),  а,  если  в  эти  дни  случается  хотя  бы  небольшой  праздник  ( память  святого,  которому  положена  служба  со  славословием  или  полиелей ),  то  и  рыба.

В  среду  и  пятницу  разрешение  на  масло  дается  в  праздник  полиелейный,  на  рыбу — если  положена  бденная  служба  ( впрочем,  как  и  всегда  в  течение  года,  кроме  Пятидесятницы  и  сплошных  недель ).

Существуют  благочестивые  традиции  оставлять  вкушение  рыбы  после  праздника  святителя  Николая  ( 19  декабря  н. с. )  или  святителя  Спиридона  Тримифунтского  ( 25  декабря  н. с. )  полностью  или  кроме  субботних  и  воскресных  дней.

Безусловно  же,  по  Типикону  запрещается  вкушение  рыбы  со  2  января  н. с. ,  то  есть  в  дни  предпразднства  Рождества  Христова.  В  наши  дни  большинство  епископов  и  настоятелей  храмов  благословляют  мирянам  вкушение  рыбы  во  все  дни  поста,  кроме  предпразднства,  за  исключением  среды  и  пятницы.

Новогодние  праздники,  приходящиеся  на  Рождественский  пост,  являются,  безусловно,  большим  искушением  для  постящихся.  Постясь  телесно,  в  то  же  время  необходимо  нам  поститься  и  духовно.

«Елеснеея,  братие,  елеснее,  постимся  и  духовне,  разрешим  всяк  союз  неправды«, — заповедует  Святая  Церковь.

Завершается  Рождественский  пост  Рождественским  сочельником.  В  сочельник,  6  января,  благочестивые  верующие  вообще  не  вкушают  пищи,  а  к  десяти  часам  вечера  идут  в  храм,  где  и  встречают  праздник  Рождества.

Лишь  при  появлении  первой  звезды — символа  Вифлеемской,  которая  привела  волхвов  к  Богомладенцу, — можно  отведать  сочиво  ( постное  блюдо,  представляющее  собой  пшеничный  или  рисовый  взвар  с  медом  и  фруктами ).

Отсюда  и  название  этого  дня — Сочельник.  После  поста  разговляться    нужно  умеренно.  Никаких  особых  традиций  рождественского  стола,  в  отличие,  например,  от  Пасхи  нет.  Что  у  человека  есть  в  доме,  тем  он  и  разговляется.

После  окончания  поста  накануне  Рождества  в  шесть  часов  вечера  в  храме  совершается  служба — Великое  Повечерие,  на  котором  исполняется  пророческая  песнь  «Яко  с  нами  Бог».

Церковные  песнопения,  прославляющие  Рождество  Христово,  были  написаны  Романом  Сладкопевцем,  Софронием  и  Андреем  Иерусалимскими  ( VII  век ),  Иоанном  Дамаскином,  Космой  Маюмским,  патриархом  Германом  ( VIII  век )  и  другими.

В  полночь  совершается  само  праздничное  богослужение,  сопровождаемое  Ангельским  приветствием,  которое  слышали  пастухи  в  поле  в  ночь  рождения  Иисуса  Христа.

Время  Рождественского  поста  дано  Церкви  на  то,  чтобы  подготовиться  к  восприятию  глубокого  смысла  Рождества  Христова,  чтобы  вспомнить  и  заново  осознать  многое  и  еще  раз  увериться  в  одном — что  и  мы,  подобно  пастухам  и  волхвам,  находимся  на  своем  пути  ко  Христу.

Этот  путь — духовный.  Он  с  каждым  годом,  если  жива  наша  духовная  жизнь,  подводит  нашу  душу  все  ближе  и  ближе  к  тайне  Рождества  в  Вифлееме,  которое  сделало  мир  иным.

Бог  снизошел  в  страну  печали  и  плача  и  воздыхания.  Наконец-то  Он,  Которого  ждали  все  поколения  гонимых  праведников  и  побиваемых  пророков,  на  Которого  надеялись  несчастные,  пришел  к  ним.

ОН  спустился  к  детям  Своим  «благовествовать  нищим… исцелять  сокрушенных  сердцем,  проповедовать  пленным  освобождение,  слепым  прозрение,  отпустить  измученных  на  свободу,  проповедовать  лето  Господне  благоприятное»  ( Лк.  4 : 18-19 ).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *