Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января. Он длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Так как заговенье на Рождественский пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа, этот пост называют еще Филипповым.
Рождественский пост строгим не является. Согласно Типикону ( Церковному Уставу ), по субботам и воскресеньям в Рождественский пост всегда разрешается рыба.
По понедельникам, вторникам и четвергам разрешается пища с постным маслом ( кроме монашествующих ), а, если в эти дни случается хотя бы небольшой праздник ( память святого, которому положена служба со славословием или полиелей ), то и рыба.
В среду и пятницу разрешение на масло дается в праздник полиелейный, на рыбу — если положена бденная служба ( впрочем, как и всегда в течение года, кроме Пятидесятницы и сплошных недель ).
Существуют благочестивые традиции оставлять вкушение рыбы после праздника святителя Николая ( 19 декабря н. с. ) или святителя Спиридона Тримифунтского ( 25 декабря н. с. ) полностью или кроме субботних и воскресных дней.
Безусловно же, по Типикону запрещается вкушение рыбы со 2 января н. с. , то есть в дни предпразднства Рождества Христова. В наши дни большинство епископов и настоятелей храмов благословляют мирянам вкушение рыбы во все дни поста, кроме предпразднства, за исключением среды и пятницы.
Новогодние праздники, приходящиеся на Рождественский пост, являются, безусловно, большим искушением для постящихся. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.
«Елеснеея, братие, елеснее, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды«, — заповедует Святая Церковь.
Завершается Рождественский пост Рождественским сочельником. В сочельник, 6 января, благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.
Лишь при появлении первой звезды — символа Вифлеемской, которая привела волхвов к Богомладенцу, — можно отведать сочиво ( постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами ).
Отсюда и название этого дня — Сочельник. После поста разговляться нужно умеренно. Никаких особых традиций рождественского стола, в отличие, например, от Пасхи нет. Что у человека есть в доме, тем он и разговляется.
После окончания поста накануне Рождества в шесть часов вечера в храме совершается служба — Великое Повечерие, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог».
Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими ( VII век ), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом ( VIII век ) и другими.
В полночь совершается само праздничное богослужение, сопровождаемое Ангельским приветствием, которое слышали пастухи в поле в ночь рождения Иисуса Христа.
Время Рождественского поста дано Церкви на то, чтобы подготовиться к восприятию глубокого смысла Рождества Христова, чтобы вспомнить и заново осознать многое и еще раз увериться в одном — что и мы, подобно пастухам и волхвам, находимся на своем пути ко Христу.
Этот путь — духовный. Он с каждым годом, если жива наша духовная жизнь, подводит нашу душу все ближе и ближе к тайне Рождества в Вифлееме, которое сделало мир иным.
Бог снизошел в страну печали и плача и воздыхания. Наконец-то Он, Которого ждали все поколения гонимых праведников и побиваемых пророков, на Которого надеялись несчастные, пришел к ним.
ОН спустился к детям Своим «благовествовать нищим… исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4 : 18-19 ).