Долгие годы икона Божией Матери «Взыграние» была символом Николо — Угрешской обители. Как повествуют летописи, возникла обитель благодаря святому благоверному князю Димитрию Донскому, который в 1380 году, отойдя на 15 верст от Москвы, расположился со своим войском на отдых в месте, которое позже было названо Угреши.
Перед Куликовской битвой князь неожиданно увидел в ветвях дерева неизвестно откуда взявшуюся икону Николая Чудотворца. Согласно описанию этого явления в преданиях, пречудный образ святителя Николая, «красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный» стоял сам по себе в воздухе над деревом, никем не поддерживаемый.
Святая икона сошла сама с высоты и далась в честные руки великому князю Дмитрию Ивановичу. Князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадованно воскликнул : «Сия вся угреша (согрела ) сердце мое!» и дал обет основать в случае победы на этом месте монастырь.
Так и появился Угрешкий монастырь с соборным храмом в честь Николая Чудотворца. Впоследствии обитель стала называться Николо — Угрешской. Здесь была явлена 7 ноября (20 ноября) 1795 года в деревне Гремячево в Подмосковьи (территория современного города Дзержинска) чудотворная икона Божией Матери «Взыграние». К сожалению, даже устного предания о явлении святого образа не сохранилось.
Однако известно, что уже с первых дней появления святыня прославилась чудесами. В бездетных семьях рождались малыши, а матери больных детей вымаливали им исцеление. С тех давних пор икона Божией Матери «Взыграние», которую именуют Угрешской, считалась одной из самых почитаемых святынь в Угреше, куда приезжали паломники со всей страны.
Иконография: Иконографический тип — Умиление (Елеуса — в переводе с греческого «милостивая»). Иконы этого типа известны на Руси с 16 века. В них нашли свое отражение особо близкие отношения между Богородицей и Богомладенцем. К этому иконографическому типу относятся такие иконы как «Умиление«, Владимирская, Ярославская.
В большинстве композиций иконы Божией Матери «Взыграние» Богомладенец сидит на правой или левой руке Богоматери и, закинув голову, как бы играясь, тянется ручками к лику Божией Матери. Его прикосновение к лику Богоматери трактуется как символ безграничной Любви Бога к людям.
Считается, что именно на этой иконе проявляется человеческая сущность Сына Божьего, что выделяет икону Божией Матери «Взыграние» из всех остальных икон. Святой образ наполнен любовью и радостью. Нежный взгляд Девы Марии, однако, исполнен печали. Она знает о тяжелой судьбе Сына.
Образ является по праву одним из самых любимых в русском народе. Этот образ Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и в земной жизни, и по Вознесении Своем, как мы знаем по Преданию, оставался любящим и почтительным Сыном.
Поэтому заступничество перед Ним за нас Пресвятой Богородицы — самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем.
Молитвенная традиция: Известно, что после молитв Божией Матери перед этой иконой происходили многие чудеса, связанные с исцелением от неплодия, при трудной беременности и родах, а также при болезнях младенцев. Также пред этой иконой молятся с просьбой о помощи в разрешении семейных конфликтов, в проблемах при воспитании детей, а молодым девушкам при выборе суженого.
Чтимые списки: Во время революции монастырь был разорен, и чудотворная икона пропала, но с нее уже было сделано несколько списков. Один из наиболее точных списков 1814 года сохранился до наших дней.
Этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея — заповедника. В XX веке с него было сделано несколько списков, один из которых был передан Николо — Угрешскому монастырю.
В обители находится еще один из чтимых образов «Взыграние», преподнесенный группой прихожан, которые пожелали остаться неизвестными. Эта икона Божией Матери «Взыграние» стилистически несколько отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу.
Этот образ, названный «Взыграние младенца», был торжественно с крестным ходом препровожден в монастырь братией монастыря и находится в Спасо — Преображенском соборе.
Иконы с названием «Взыграние младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В Древней Византии образ Богоматери и играющего Богомладенца почитался с давних времен. Самые древние изображения сохранились в Македонии. Их называли «Пелагонитиссами».
В Ватопедском монастыре на Афоне находится самый древний образ «Взыграние Младенца». Есть чтимый список в Москве в Новодевичьем монастыре. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».
В православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами перед иконами «Взыграние» и «В родах помощница«, а после родов перед иконами «Млекопитательница» и «Воспитание«.
Празднование: 7 / 20 ноября.
Молитва иконе Божьей Матери «Взыграние Младенца»
О Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечной и временной жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное: да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших: но прострй нам руце Матерняго милоблаго. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестнбе имя Твое и покланяемся честному образу Твоему, и величаем Бога Отца, и Единароднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и Святаго Духа, со всеми святыми во веки веков. Аминь.