Икона Успения Пресвятой Богородицы — одна из наиболее любимых и почитаемых икон на Руси. Многочисленные иконы Успения прославились чудотворениями по всей нашей стране и далеко за ее пределами : Киево — Печерская, Пюхтицкая, Псково — Печерская, Семигородная, Андриановская, Ростовская.
На Руси нет храма, в котором бы не было иконы Успения Пресвятой Богородицы, в честь праздника Успения Божией Матери названы храмы и монастыри. Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592-602 гг).
Праздник Успения Пресвятой Богородицы — светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Божией Матери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу перед Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом.
Этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников — Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.
Иконография: Иконография праздника и иконы Успения Пресвятой Богородицы определяется богослужебными текстами, свидетельствами святителей Дионисия Ареопогита и Игнатия Богоносца и, в значительной степени, «Словом на Успение Богоматери», приписываемому святому Иоанну Богослову.
Согласно этим источникам, Пресвятая Дева до старости находилась в доме святого евангелиста Иоанна Богослова. Когда Богородице исполнилось 72 года, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о скором переселении в жизнь Небесную.
По молитве Богородицы Господь чудесным образом перенес в дом Иоанна всех апостолов, которые стали усердно молиться у ложа Пресвятой Девы. Ночью заблистал ослепительный свет, и сам Христос в окружении Ангелов и Архангелов снизошел с небес и принял святую и непорочную душу Богородицы.
Погребение Божией Матери состоялось в Гефсиманском саду. Иудейский священник Афония, посланный книжниками и фарисеями, должен был осквернить тело Пречистой Девы, но, когда он попытался опрокинуть одр, явился Ангел и отсек священнику руки. Раскаявшийся и уверовавший в святость и непорочность Девы Богородицы Афония стал творить молитву Пречистой и получил исцеление.
Следует отметить, что икона Успения Пресвятой Богородицы довольно поздняя, ее каноническая композиция датируется примерно IX веком и относится к эпохе, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения.
Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи. Самые ранние изображения Успения были лаконичными и малофигурными, хотя и имели черты уже сложившейся иконографии. Существующие ныне изводы иконы праздника отличаются друг от друга только количеством деталей и фигур.
Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Правда на Западе светские художники пытались предложить варианты своего видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились.
В центре иконы Успения Пресвятой Богородицы — одр с лежащей Богоматерью. Слева и справа от одра изображены апостолы, святители Дионисий и Игнатий, и плачущие жены. Перед одром — горящая свеча. В центре иконы за ложем Богородицы, фигура Спасителя.
В руках Его маленькая спеленутая фигурка, представляющая собой непорочную душу Богородицы. Сама фигура Спасителя окружена миндалевидной мандорлой (символ Божественного сияния ), вокруг которой изображены ангелы. В верхней части иконы на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богоматери.
Одр, на котором покоится тело Пречистой Девы покрыт, как правило, багряной тканью. Это не случайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Пресвятой Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычици и Царицы Небесной.
Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы Марии — такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе привыкли к другим атрибутам царской власти, но в любом случае всегда подчеркивалась идея того, что Пресвятая Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.
Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него — их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами.
Такие изводы являются наиболее полными по содержанию, они торжественны по своей сути и передают не столько скорбь успения, сколько торжество рождения души в жизнь вечную.
Празднование: 15 / 28 августа
Из книги «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы». Автор-составитель С. Алексеев. «Библиополис», 2012 год.
Один комментарий для “Икона Успения Пресвятой Богородицы”