Кипрская икона Божией Матери очень древняя. Явлена она была в 392 году на острове Кипр, по которому и получила свое название. На месте явления иконы в городе Ларнака в IV веке был устроен монастырь Ставруни, в котором и пребывает с древних времен чудотворная Кипрская икона Божией Матери. Именно в городе Ларнака был погребен праведный Лазарь.
Согласно преданию, написана была Кипрская икона Божией Матери евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. Первоначально Кипрская икона Божией Матери была выставлена на воротах при построенной в IX веке для нее церкви в честь Пресвятой Богородицы, Панагии Ангелоктисты, что в переводе означает «церковь Богородицы, построенная ангелами«.
Это название церковь получила во время строительства, после случившегося чудотворения. Заложена она на месте обретения иконы, чуть в стороне от того места, на котором стоит в настоящее время. За ночь фундамент с начатой постройкой переместился в выбранное Царицей Небесной место.
Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено изображенной на иконе Божией Матери. В ту же минуту из раны потекла кровь, причем в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин в ужасе бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвый.
Иконография: На Кипрской иконе Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне, по бокам которого стоят два ангела с пальмовыми ветвями. Предвечный Младенец с поднятой в благословляющем жесте рукой, на некоторых списках с державой.
Существует несколько разных изводов Кипрской иконы, отличающихся деталями. По сути дела, Кипрская икона Божией Матери представляет собой собирательное название икон разных иконографических изводов, происхождение которых, по преданию или исторически, было связано с островом Кипр.
На некоторых изображают внизу припадающих преподобных Марию и Пелагею. На других изображаются святые Онуфрий Великий и Петр Афонский. Изображенные ангелы могут держать ветви, или дикирий с трикирием, или орудия Страстей Христовых.
Композиция этой ранней Богородичной иконы с иконографической точки зрения предвосхищает позднейшие алтарные мозаики и росписи христианских храмов, в которых образ Божией Матери осмысливается в связи с догматом о Боговоплощении.
Главный смысл подобных изображений Пресвятой Богородицы заключается в том, что Дева Мария, как никто другой на земле, уподобилась Христу, став Самим Жилищем Божиим, утробой Божественного Воплощения. Пальмовые ветки, которые держат в руках Ангелы свидетельствуют о литургическом понимании всего изображения.
На острове Кипр почитается одна из самых известных в Кипрской православной церкви икон, которая была привезена на Кипр в специально построенный для нее монастырь в правление византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 годы), по его распоряжению, из Константинополя.
Полное название монастыря — мужской ставропигиальный монастырь Иконы Божией Матери Киккской. Перед отправкой император Алексей приказал сделать список с горячо любимой им иконы и запретил впредь кому бы то ни было на нее смотреть.
Считается, что энергетика, исходящая от лика Богоматери столь сильна, что человек слепнет, поэтому икона закрыта покрывалом и серебряным окладом. Эту икону тоже часто называют Кипрской.
В России прославились несколько списков Кипрской иконы Божией Матери. Кипрская икона Божией Матери находится в Московском краеведческом музее и в Ярославском художественном музее, причем иконография икон различна. Самый известный чтимый список находится в селе Стромынь Московской области. Его называют еще Стромынской иконой Богородицы.
Стромынская Кипрская икона Божией Матери размером в высоту 1 аршин и 4 вершка, в ширину 1 аршин 2 вершка. На ней внизу изображены коленопреклоненные священномученик Антипа и мученица Фотиния.
Прославлена икона в 1841 году после исцеления восемнадцатилетней дочери крестьянина из села Стромынь. Девушка заболела золотухой и скорбутом и была уже близка к смерти. 7 января ее исповедали и причастили.
После этого ей стала сниться Кипрская икона Божией Матери. Неведомый голос говорил, что, если она возьмет эту икону домой после отслуженного молебна с водосвятием, то полностью исцелится. Когда девушку привели в храм, она сразу узнала икону.
Был отслужен молебен, святую икону препроводили в дом Марфы, где она принялась усердно молиться. Вскоре девушка полностью исцелилась. Весть об этом разнеслась по округе, в Стромынскую церковь к чудотворной иконе потянулись страждущие, многие получили облегчение в своих недугах по молитвам пред иконой.
Чудотворная Стромынская Кипрская икона находится в Успенском храме села Стромынь Московской епархии. Есть еще чтимый список Кипрской иконы в Московском Успенском соборе, в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке, в Николо — Голутвинской церкви.
Молитвенная традиция: Пред Кипрской иконой Божией Матери молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждующих параличом, при эпидемиях чумы, холеры, моровых поветриях.
Празднование: 9 / 22 июля ( Стромынской ), 20 апреля / 3 мая, переходящий — в День Сошествия Святого Духа.
Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак Пресвятой Богородице, глас 6:
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Молитва
Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.