Крещение Руси в истории нашего государства связано с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века вперед преопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Эпоха равноапостольного князя Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.
Крещение Руси как термин подразумевает введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. А день Крещения Руси отмечается 28 июля как государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года.
Среди историков до сих пор нет единого мнения по поводу года данного события, считается, что произошло оно в конце Х века. Традиционно это событие относят к 988 году и его принято считать началом официальной истории Русской Православной Церкви. В «Повести временных лет» впервые упоминается Крещение Руси, а точнее Крещение земли Русской.
Не будем углубляться во все эти подробности, это задача историков. Цель данной статьи показать эпохальность и значимость для нашей страны этого события.
Во времена безусловного господства язычества на Руси, задолго до предуготовляемого Промыслом Божием принятия святого крещения, уже жили христиане. Святитель Димитрий Ростовский в житии святого князя Владимира процесс христианизации нашего народа условно делит на четыре периода.
Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного еще в I веке от Рождества Христова. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой.
Апостол Андрей предсказал основание великого города на Киевских горах, со множеством христианских храмов. Как показала дальнейшая история, предсказание святого апостола сбылось в полной мере, и именно отсюда началась христианизация славянского народа.
Второй период начинается с 860 года с похода на Константинополь войска Киевского князя Аскольда. Это событие осталось в истории Царьграда, как самая страшная осада города и спасение его Предстательством Пресвятой Богородицы. К Ней, Заступнице, взывали все жители от мала до велика, и в воды Босфора опускался край Ризы Божией Матери.
После чего на море начался сильный шторм, погубивший много кораблей руссов, и был заключен мирный договор между Константинополем и русским посольством, одним из условий которого было Крещение Руси. Последнее событие было ознаменовано для Константинополя празднованием Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
А для Руси оно ознаменовалось основанием Русской Православной митрополии в Киеве, признанием Киевской Руси Византией и выходом ее на мировую арену, а также спасением русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни.
С православной миссией были направлены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, которыми незадолго до этого была изобретена славянская азбука и переведено Святое Евангелие. Этот период прихватывает время царствования византийского императора Василия Македонянина (867-886 годы) и Константинопольского патриарха Фотия (857-867, 877-886 годы).
Патриарх Фотий прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать слово Божие среди язычников. По их требованию епископ Михаил совершил чудо: он велел развести огонь и, после усердной молитвы, положил в него Евангелие, которое при этом осталось невредимым. Тогда многие уверовали во Христа.
В это время приняли крещение киевкие князья Аскольд и Дир, а также отдельные бояре. В третий раз массовое крещение славянороссов произошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги. Она стала первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство Византийского обряда.
Но Крещение Руси в целом, крещение всего народа произошло только при святом Владимире, который по праву называется просветителем русского народа светом Христовой веры. Князь Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги (+969 год, память 11 / 24 июля), сыном Святослава (+972 год).
При святом князе Владимире Киевская Русь достигла небывалого расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы. Эпоха святого Владимира была ключевым периодом государственного становления Православной Руси. Имя и дело святого равноапостольного князя связано со всей последующей историей Русской Церкви.
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Не зря князь Владимир, мудрый политический деятель, долго готовился к принятию православия. Он провел «испытание вер», выслушивая представителей различных вероисповеданий, взвешивал, советовался с приближенными. Решение, принятое им, было взвешенное и глубоко продуманное.
Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти, а также превращал церковь в сильную опору власти. Это давало возможность духовного объединения всего государства и освящение всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации всего общества и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых ее формах, проникновению на Русь византийской культуры как наследницы античной традиции.
Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции. Именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Значимость этого события для нашей страны во всех сферах жизни общества трудно переоценить.
Крещение Руси было воистину эпохальным событием, а дальнейшая история христианства на Руси сделала ее оплотом Православия в мире и избранным уделом Пресвятой Богородицы, изливавшей на протяжении веков Свою помощь и защиту русскому народу и государству.