Семигородная икона Успения Богородицы (или Семигородская) написана святым Дионисием Глушицким. Преподобный Дионисий основал в начале XV веке Глушицкий Покровский монастырь в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на реке Глушице, в котором и пребывал святой образ. Из его обители икона была перенесена некими отшельниками в непроходимый лес, верст за 20 от обители, за реку Двинцу, в Семиградскую волость.
Тут была поставлена приходская церковь для Семигородской волости, в которой находилась Семигородная икона Успения Богородицы. Ее нередко называют Тупичевской, равно как Тупичевскую икону Божией Матери называют Семигородней, по месту пребывания. Это просто совпадающие названия, речь идет о двух разных иконах.
В ХV веке здесь свирепствовала чума. Все жители этой волости вымерли, и церковь около полтораста лет стояла в запустении. В 1593 году одной старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, лежавшей три года в расслаблении, явилась Сама Пресвятая Богородица и обещала исцеление, если она возобновит Семигородную пустынь.
Старица Иулиания из рода Болозерских дворян Медведевых дала обещание, и тотчас же получила исцеление. Она отправилась в путь. На указанном месте старица нашла одну только полуразрушенную церковь, а в ней Дионисиеву икону Успения Божией Матери. Выкопав себе неподалеку пещеру старица приступила к восстановлению.
Она исполнила обещание и при возобновленной в 1602 году пустыни жила с несколькими сестрами в общежитии до своей смерти в 1643 году. В конце XVII века, а точнее в 1651 году, Семигородная обитель была подчинена Вологодскому епископу и обращена в мужской монастырь.
Семигородная икона Успения Богородицы очень почиталась монахами и местными жителями, привлекая в эти места многочисленных паломников и богомольцев, поскольку считалось, что она избавляет от различных тяжелых болезней и недугов. Число желавших увидеть и помолиться пред чудотворной иконой росло с каждым годом.
В 1810 году на 13 верст была прочищена в лесу широкая дорога для приезжающих к святому образу. В 1831 году из Семигородней пустыни был совершен крупный крестный ход с Семигородней иконой Успения Богородицы в Вологду, в которой в то время бушевала холера. После этого эпидемия значительно ослабела, а вскоре и вовсе утихла.
В 1871 году Вологду вновь охватила эпидемия холеры. Вновь был устроен крестный ход с иконой Успения из Семигородней пустыни. После этого у вологжан сложилась традиция проведения крестных ходов с чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы не только в случае эпидемий, но и при малейшей угрозе их появления. Последний крестный ход состоялся в 1911 году.
Чтимый образ сберегался в обители до ХХ века. В 1918 году Успенскую Семигорднюю пустынь упразднили, организовав на ее территори северную трудовую артель-коммуну, в основном состоящую из монахов, которые по-прежнему проводили богослужения.
Таким образом, пустынь, как и многие другие монастыри, продолжала полулегальное существование со всеми монастырскими традициями и атрибутами. 5 января 1919 года все монастырские здания, ценности, земли были отобраны Пустораменским исполнительным комитетом. Монахам было оставлено 6 келий в полукаменных корпусах.
27 января 1926 года закрыли Успенскую церковь, где находилась Семигородная икона Успения Богородицы. Чтимый образ перенесли в храм святителя Николая города Кадникова. 9 февраля 1926 года окончательно закрыли Семигороднюю обитель. На сегодняшний день постройки обители находятся в руинах.
В том же году Семигороднюю икону изъяли из Никольского храма и отправили в музей. На начало XXI века Семигородная икона Успения Богородицы находится в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Иконография: Иконографический тип — Успение Пресвятой Богородицы в стиле канонической композиции IX века, эпохи, когда церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Эти ранние изображения были, как правило лаконичными и малофигурными.
В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбь запечатленного момнта. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу.
Она изображается в виде спеленутого новорожденного младенца, завернутого в пелены. Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента. Момент перехода Пресвятой Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и апокрифических источников.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся при всякой немощи телесной и душевной, особенно во время эпидемий.
Празднование: 15 / 28 августа
(«Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы, молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах.» составитель священник Иоанн Бухарев. М , 2013 год )
( Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Автор-составитель С. Алексеев. «Библиополис» 2012 год. В данной книге названия «Семигородная» и Киево — Печерская соединены)
Один комментарий для “Семигородная икона Успения Богородицы”