Православные иконы сопровождают нас с рождения. Мы видим их дома и в храме. Церковь и иконы Спасителя, Божией Матери, святых в нашем понимании не разделимы. Хорошо об этом рассказывается в статье протоиерея Дионисия Свечникова «Икона — в Церкви и в доме».
Слово «икона» греческого происхождения и означает — «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, Святого, ангела или события в Священной истории. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе.
Православная церковь утверждает и учит, что православная икона, священный образ есть следствие Боговоплощения и потому внутренне присущ христианству. Согласно учению о Боговоплощении христианство есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия, явленного Богочеловеком Иисусом Христом.
Основные образа, занимающие центральное положение в православном богослужении: образ Спасителя — Бога, ставшего Человеком, и образ Пресвятой Богородицы — первого человеческого существа, достигшего полного обожения. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
Согласно Постановлению Седьмого Вселенского Собора, положившего конец иконоборчеству, и начало почитания икон Господа и Бога, и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, а также честных Ангелов и всех святых и преподобных мужей: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.»
При этом изображение (образ) на иконе не является копией архитипа, но только отражением его, не во всем ему подобным. По Иоанну Дамаскину «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего».
Освящение икон — церковный обряд благословения и освящения икон — существует уже давно. В современной практике Русской православной церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой.
Предание утверждает существование иконы Спасителя еще при Его жизни и икон Божией Матери, появившихся после Пятидесятницы. На этих двух образах Церковь основывает всю свою иконографию.
Первая икона Спасителя, появившаяся при Его земной жизни — это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. История этого образа кратко сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь, больной проказой, послал ко Христу своего архивария — художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его.
Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это чудо сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы. Что же касается самого плата с запечатленным на нем образом лика Христова, то он долго хранился в Эдессе как драгоценнейшее сокровище города.
Если икона Христа — основа христианского образотворчества — передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения, — обожение человека.
Православная церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное ее почитание.
Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, — полного преображения всего человеческого естества. Поэтому и иконы Ее занимают у нас особенно значительное место: в храме и на богослужении их место — наряду с иконами Спасителя.
Почитание Богородицы официально установлено на III Вселенском соборе в 431 году. Первые изображения Пресвятой Богородицы предание связывает с евангелистом Лукой, написавшем Ее прижизненных три портрета. Особое место среди икон занимает Лиддская икона Божией Матери, самонаписавшаяся икона на стене храма в Лидде во время богослужения.
Выделяют три основных иконографических типа Богородичных икон: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница) и Умиление (Елеусса). К ним можно добавить Благовещение, как особый тип, Панахранта (Богородица с Младенцем на коленях восседающая на троне), Успение и одиночное изображение Пресвятой Богородицы (достаточно редкое).
Наиболее древнее изображение Богородицы — Оранты на Руси — это фреска в Софийском соборе Киева. Пресвятая Богородица изображена в полный рост с воздетыми в молитвенном жесте руками без Богомладенца, символ любви и заступничества перед Богом за грешной род человеческий. Это стало основой иконографии образа «Нерушимая Стена«.
Отличительной особенностью этого типа иконографии является величественность и монументальность изображения, статичная поза, симметричность. Но в иконописи самостоятельное изображение Пресвятой Богородицы без Богомладенца используется чрезвычайно редко, как правило, в составе сложных композиций, например в иконографии праздников «Вознесения«, «Покрова«.
В византийской и древнерусской церковной иконописи более частым и традиционным является тип «Знамение»: поясное, иногда ростовое (Мирожская икона) изображение Богоматери с поднятыми в молитвенном жесте руками в фас с Младенцем Христом в иконографии Эммануила на фоне груди Божией Матери (Абалацкая, Знамение Новгородская, Знамение Курская-Коренная, Нарвская, «Неупиваемая чаша«, Царскосельская).
Православные иконы Пресвятой Богородицы иконографического типа Одигитрия, на которых Богоматерь изображена с Богомладенцем чаще всего на левой руке, правой Она указывает на него как на путь спасения, получили очень широкое распространение в России. Младенец Иисус благословляет правой рукой, в левой держит свиток или Евангелие.
К этому типу относятся такие чудотворные иконы: Борколабовская, Влахернская, Гербовецкая, Казанская, Иверская, Макарьевская, Озерянская, Смоленская, Тихвинская, Ченстоховская, Троеручица. Православные иконы, иконописный тип — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к которой стремится иконописец. Обязательными являются общепринятые каноны, которые следует соблюдать.
Православные иконы иконографического типа «Умиление» (Елеусса) полны нежности, умиления и любви, земной и небесной, божественной и человеческой. Богомладенец и Богоматерь соприкасаются ланитами. Младенец ласково припал к Матери, а Она нежно обнимает Сына.
Красота и сила душевного порыва этого образа вызывает отклик в любом сердце, поэтому-то они так любимы в народе. Известные чудотворные православные иконы этого типа: Владимирская, Галичская, Донская, Жировицкая, Игоревская, Касперовская, Корсунская, Почаевская, Псково-Печерская, Феодоровская, Хиландарская, Яхромская, Взыскание погибших.
Православные иконы Царицы Небесной иконографического типа Панахранта прославились огромным количеством чудотворений и исцелений. К ним относятся такие иконы, как Всецарица, Державная, Экономисса, О Тебе радуется.
Православные иконы Божией Матери без Предвечного Младенца, к которым относятся Андрониковская, Боголюбская, Калужская, Остробрамская, Филермская, Семистрельная, Умягчение злых сердец, Всех скорбящих Радость, тоже известны и почитаемы в народе. Каждый образ уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.
Более подробно о чудотворных иконах Божией Матери в статье Чудотворные иконы Божией Матери .
Один комментарий для “Православные иконы”