Светописанная икона Божией Матери прославилась в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне 3 сентября 1903 года. Вернее сама икона была написана в связи с чудесным событием явления Пресвятой Богородицы во время раздачи милостыни монахами, которые еженедельно, по монастырскому обычаю, раздавали хлеб нуждающимся.
Согласно монастырским архивам, обычай раздачи милостыни монахами обители существовал с конца XIX по начало XX века. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились Афонские подворья Свято-Пантелеймонова монастыря, приходили корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами.
Они предназначались для 3000 насельников обители и 4000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в разных скитах, метохах, калливах и келиях Святой Горы. У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов и благочестивых странников. По сохранившемся свидетельствам, по 600-800 человек получали от монахов хлебные лепешки (череки).
В урочные часы к монастырским воротам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняюшиеся люди. Высшее Священное управление Святой Горы потребовало от Священноначалия Пантелеймонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи.
И вот 21 августа / 3 сентября 1903 года монахи решили в последний раз соблюсти традицию и раздать хлеб нуждающимся, а уже потом зачитать присутствующим письмо из Кинота. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню.
Вот тогда и вспомнились рассказы других подвижников, монахов-вратарей, которые не раз видели среди просителей незнакомую женщину, тоже получавшую вместе со всеми черек. Увеличенная копия снимка помещена ныне у врат русского Святогорского монастыря святого великомученика Пантелеймона.
Пресвятая Богородица неизменно заботилась о подвизающихся в Своем уделе. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии. После братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты.
В конце 1980 годов, с началом восстановления обители, фотография была размножена для паломников как фактическое подтверждение чуда. Празднование в честь Светописанного образа было установлено в 2003 году собором старцев монастыря с благословения игумена архимандрита Иеремии, в честь столетия этого события для богослужебного его увековечивания.
Тогда же было создано иконописное изображение явления Пресвятой Богородицы во время раздачи милостыни для использования во время богослужения. Историческая канва события была воссоздана на основе летописных сведений и устных воспоминаний. Текст последования одобрен Синодальной богослужебной комиссией.
В 2011 году на месте явления Пресвятой Богородицы была сооружена памятная часовня. К ней был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи исцелений водами этого источника. В том же году на первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь святого образа — Светописанная икона Божией Матери.
27 июля 2013 года на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской Лавре было принято решение (журнал №97) включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеймоновом монастыре в 1903 году.
Таким образом, Светописанная икона Божией Матери почитается не только на Афоне, но и в России, как свидетельство являемых Царицей Небесной чудес.
Особенностью всех чудесных событий, происходивших повсеместно, а на Святой горе в особенности, является то, что Пресвятая Богородица всякий раз удостоверяла действие Своего промышления знаменательным образом — явлением Своей чудотворной иконы.
Так было во время явления Божией Матери преподобному Афанасию Афонскому, собиравшемуся малодушно покинуть Афон из-за полностью закончившихся припасов в обители и получившему вразумление от Игумении Святой Горы, о чем напоминает нам икона Божией Матери «Экономисса«.
Ватопедская обитель прославлена Ватопедской иконой Пресвятой Богородицы. Здесь Царица Небесная взяла на себя дохиарские обязанности (кладовщика), о чем свидетельствует чудотворная икона Дохиарная. В Ивероне Пресвятая Дева возвестила, что Сама является хранительницею Своего удела, видимым знамением чего является Иверская икона.
Не менее чудесное подтверждение Заступничества и Попечения Царицы Небесной имеет и Свято-Пантелеймонов монастырь, издавна славившийся делами милосердия, которые творились им как во времена достатка так и во времена нужды. Свидетельствует это Светописанная икона Божией Матери, очень почитаемая афонитами.
Своим явлением Пресвятая Богородица поддержала русскую святогорскую обитель в добродетели, утешила пустынников и безмолвно вразумила старцев Кинота, удостоверила Свое Верховное Игуменство и засвидетельствовала неусыпность Своего промышления.
По словам почившего игумена Свято-Пантелеймонова монастыря архимандрита Иеремии, именно милостыня и верность заветам старцев сохранили обитель в тяжкие времена ХХ века, именно милостыня стала тем елеем, который не дал русской лампаде на Афоне затухнуть.
Не так давно в монастыре был обретен сам оригинал негатива сделанной в 1903 году фотографии. Учитывая беды, постигшие обитель в ХХ веке, это было чудом, что он сохранился и был найден при разборе фотоархивов. Светописанная икона Божией Матери вновь подтвердила свою истинность.
Празднование: 21 августа / 3 сентября.
Тропарь в честь Светописанной иконы Божией Матери
Пречи́стому Ли́ку Твоему́ поклоня́емся, Блага́я,/ прося́ще предста́тельства о нас, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ бра́тии,/ да изба́виши от печа́ли, и́хже собра́ла еси́. Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.
Кондак Пресвятой Богородице пред Ея Светописанной иконой
О, неизрече́ннаго и благосе́рдаго Твоего́ смотре́ния,/ Честне́йшая Херуви́м и Сла́внейшая без сравне́ния Серафи́м!/ О́браз Твой Светоявле́нный, и самоизображе́нный/ свиде́тельство яви́ся/ Твоея́ неизрече́нныя любве́ и милосе́рдия,// почита́ем той, лобыза́юще.