Святитель Афанасий Великий, святой Православной и Католической Церквей, один из греческих Отцов Церкви, великий святитель, церковный писатель, борец за чистоту Православного вероучения, принадлежал к Александрийской школе патристики, к коей относился позднее святитель Кирилл Александрийский, считавшийся его преемником.
Святитель Афанасий Великий известен как один из наиболее энергичных противников арианства, он непреклонно боролся с этой ересью, противостоял влиятельному арианскому духовенству и четырем императорам, за что был прозван «Athanasius contra mundum» («Афанасий против всего мира»). Святитель несколько раз изгонялся с кафедры, постоянно преследовался и провел в изгнании большую часть своего правления (около 20 лет).
Житие: Достоверная дата рождения святителя неизвестна. По предположениям исследователей святитель Афанасий Великий родился между 295-298 годами. Очень мало известно также о его родителях. Детство святого затронуло эпоху кровавых гонений на христиан, а вся его зрелая жизнь была посвящена борьбе за чистоту Православия.
Предполагается, что мать святителя привела его в храм к святителю Александру, епископу Александрийскому, и отдала на служение Богу. С детских лет он стал проводить в храме свою жизнь, ревностно исполняя Заповеди Божьи. Святитель Афанасий Великий обладал обширным кругозором, что дает основания предполагать, что он получил в юности превосходное светское образование.
Но еще более глубокие познания святитель Афанасий Великий приобрел прилежным изучением Священного Писания. В течении шести лет святитель исполнял обязанности чтеца в храме, затем был возведен в диаконское достоинство. Именно в этот период распространилась одна из самых опасных и разрушительных ересей — арианство. Арий хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ. Великая была брань.
Афанасий был духовно близок епископу Александру, и, когда тот отправился в 325 году на I Вселенский Собор, то взял с собой Афанасия. Уже на Никейском Соборе святитель Афанасий Великий выступал против Ария. По смерти епископа Александра, наступившей по разным оценкам в 326-328 годах, святитель занял осиротевшую Александрийскую кафедру.
Святитель Афанасий Великий начал активную борьбу с арианской ересью. Он объезжал церкви, много писал, выступал, обличал ариан. Все неистинные христиане объединились и восстали против него. Но так как к тому времени святитель был известен как человек твердой веры, ариане стали пользоваться единственным доступным для них средством — изощренной клеветой.
В то время правил Константин Великий (306-337 годы), он считался покровителем Церкви Христовой. Ариане, занимавшие высокие должности при дворе, оболгали святителя и перед императором. Впоследствии, после встречи с императором святитель Афанасий Великий сумел отмести все ложные обвинения, но ради мира в стране император время от времени удалял его куда-нибудь. Так и проходила жизнь святителя периодически в изгнании.
То же самое происходило и в правлении следующих трех императоров. Изгнание не сломило дух опального святителя. Дожив до 76 лет, он сохранил стойкость и чистоту веры. Не смотря на осуждение и преследования, ложь и клевету, святитель много писал в изгнании, сохраняя свою бескопромиссную православную позицию, неустрашимо боролся и словом и делом за великую идею.
Святитель Афанасий Великий, ненавидимый своими противниками до самой смерти, почитаемый своими приверженцами за святого, остался в памяти потомков именно как стойкий борец за чистоту Православной веры, бесстрашный борец с ересями, подвижник и богослов. По сути глубокий кризис Церкви в империи, вызванный арианством, был преодолен при активном участии святителя Афанасия Великого.
Святитель Афанасий Великий использовал возможности Александрийской Церкви для распространения христианства во всем Египте, упрочения связей Александрийской кафедры с другими областями, для поддержки крепнущего монашества и его большего сближения с Церковью. Роль святителя в тот период времени была очень велика, как ни старались его очернить противники.
Отстаивание Православия и соборного единства Церкви было важнейшим этапом в деле распространения христианства во всей империи и становления новых отношений между Церковью и христианским государством. Авторитет святителя в Церкви был столь велик, что его именем подписывались сочинения, в действительности ему не принадлежавшие.
В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к Православию выражается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.
В обширном литературном наследии святителя нашли отражение разные области богословия: апологетические творения («Слово против язычников», «Слово о воплощении Бога Слова»), догматико-полемические (Слова против ариан»), историко-полемические (его защитительные слова, «Послание епископа Афанасия к монахам…»), экзегетические («Толкование на Псалмы»- его авторство некоторые исследователи ставят под сомнение), аскетические («Житие святого Антония» стало классическим образцом для последующих агиографических памятников).
Жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым Афанасий Великий был очень близок, было составлено святителем вскоре после кончины подвижника. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать это житие каждому православному христианину.
Остаток жизни святитель Афанасий Великий провел в мире и спокойствии. Последние годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу того времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей Церкви.
Святитель Афанасий Великий мирно почил о Господе 2 мая 373 года.
Память: 2 / 15 мая.
Акафист святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийскому смотрите по ссылке.
Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3
Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.
Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2
Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.
Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.
Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3
Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.
Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4
Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.
Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2
Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.