Торжество Православия — праздник Православной Церкви, совершаемый по окончании первой недели Великого поста. Этот праздник — итог тысячелетней истории Церкви. Православная Церковь прошла через ереси, расколы, иконоборство, различные богословские и догматические трактовки, философские течения и обоснования.
Все это время плевелы отделялись от зерна Истины Божией. На Первом Вселенском Соборе в 325 году был составлен Символ веры, доработанный потом на Втором Вселенском Соборе. Он опирался на Апостольский Символ веры, который содержал систему основополагающих догматов христианского вероучения.
По этому вопросу, как и по многим другим также было много споров и различных мнений. В глубины этой истории имеет смысл уходить только профессионалам. Заключительное слово было сказано на VII Вселенском Соборе в 787 году от Рождества Христова. Собор окончательно установил почитание икон после длительного периода иконоборчества.
Сам праздник «Торжество Православия» возник в 843 году. Он был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. По мнению протоиерея Александра (Степанова) в журнале «Фома» (https://foma.ru/torzhestvo-pravoslaviya-itog-lichnoy-zhizni-vo-hriste.html), тем самым в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе).
В 843 году в Константинополе состоялся Собор, созванный императрицей Феодорой для восстановления иконопочинания в Византийской империи. После того, как иконоборчество было осуждено Собором, императрица устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.
С той поры так и сложилось, что в первое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает в богослужебных текстах о победе над всеми когда-либо существовавшими ересями, торжествует над ними, повторяет постановления семи Вселенских Соборов, утверждает истинное прославление Бога.
Примерно к XI веку сложился особый чин Торжества Православия. Это молебен, который входит обычно в Божественную литургию, в конце богослужения. В XIV веке Никифор Каллист Ксанфопул написал Синаксарь в Неделю Православия.
При этом произносится анафема на тех, кто совершил тяжелые грехи перед Православной Церковью. Анафема — это не проклятие, а отлучение, отделение, отпадение от таинственной жизни церковного тела. Вот некоторые примеры:
«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема»;
«Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема»;
«Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема»;
«Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема»
Существующие и в наше время еретические исповедания, основанные на иных догматических и богословских представлениях их создателей, опасности для Церкви не представляют, так как существуют в отделении от Церкви, в отличие от тех, что существовали на начальных этапах христианства внутри, пока не сформировалось единое целое учение.
Торжество Православия воспринимается не только как праздник, не только в догматически-богословском смысле, но и в очень широком плане — историческом, личностном, духовном, оно имеет очень глубокое смысловое значение. И даже то, что приходится Торжество Православия на начало Великого поста, очень символично.
Этим праздником завершается одна из самых строгих седмиц Великого поста, в которую совершается покаянный Канон Андрея Критского, Православные христиане стараются больше молиться, меньше грешить, глубоко раскаиваться в совершенных грехах через Таинство покаяния, воздерживаться от скоромной пищи, и ведут себя к торжеству личной жизни во Христе.
Торжество Православия — это соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над многими другими, это очень значительное событие для всей Православной Церкви и для каждого православного христианина.