Торжество Православия

Торжество  Православия

Торжество  Православия — праздник  Православной  Церкви,  совершаемый  по  окончании  первой  недели  Великого  поста.  Этот  праздник — итог  тысячелетней  истории  Церкви.  Православная  Церковь  прошла  через  ереси,  расколы,  иконоборство,  различные    богословские  и  догматические  трактовки,  философские  течения  и  обоснования.

Все  это  время  плевелы  отделялись  от  зерна  Истины  Божией.  На  Первом  Вселенском  Соборе  в  325  году  был  составлен  Символ  веры,  доработанный  потом  на  Втором  Вселенском  Соборе.  Он  опирался  на  Апостольский  Символ  веры,  который  содержал  систему  основополагающих  догматов  христианского  вероучения.

По  этому  вопросу,  как  и  по  многим  другим  также  было  много  споров  и  различных  мнений.  В  глубины  этой  истории  имеет  смысл  уходить  только  профессионалам.  Заключительное  слово  было  сказано  на  VII  Вселенском  Соборе  в  787  году  от  Рождества  Христова.  Собор  окончательно  установил  почитание  икон  после  длительного  периода  иконоборчества.

Сам  праздник  «Торжество  Православия»  возник  в  843  году.  Он  был  посвящен  окончательной  победе  над  ересью  иконоборчества.  По  мнению  протоиерея  Александра  (Степанова)  в  журнале  «Фома»  (https://foma.ru/torzhestvo-pravoslaviya-itog-lichnoy-zhizni-vo-hriste.html),  тем  самым  в  Церкви  закончился  период  выработки  христологического  богословия  (православного  учения  о  Христе).

В  843  году  в  Константинополе  состоялся  Собор,  созванный  императрицей  Феодорой  для  восстановления  иконопочинания  в  Византийской  империи.  После  того,  как  иконоборчество  было  осуждено  Собором,  императрица  устроила  церковное  торжество,  которое  пришлось  на  первое  воскресенье  Великого  поста.

С  той  поры  так  и  сложилось,  что  в  первое  воскресенье  Великого  поста  Церковь  вспоминает  в  богослужебных  текстах  о  победе  над  всеми  когда-либо  существовавшими  ересями,  торжествует  над  ними,  повторяет  постановления  семи  Вселенских  Соборов,  утверждает  истинное  прославление  Бога. 

Примерно  к  XI  веку  сложился  особый  чин  Торжества  Православия.  Это  молебен,  который  входит  обычно  в  Божественную  литургию,  в  конце  богослужения.  В  XIV  веке  Никифор  Каллист  Ксанфопул  написал  Синаксарь  в  Неделю  Православия.

При  этом  произносится  анафема  на  тех,  кто  совершил  тяжелые  грехи  перед  Православной  Церковью.  Анафема — это  не  проклятие,  а  отлучение,  отделение,  отпадение  от  таинственной  жизни  церковного  тела.  Вот  некоторые  примеры: 

«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема»;

«Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема»;

«Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема»;

«Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема»

Существующие  и  в  наше  время  еретические  исповедания,  основанные  на  иных  догматических  и  богословских  представлениях  их  создателей,  опасности  для  Церкви  не  представляют,  так  как  существуют  в  отделении  от  Церкви,  в  отличие  от  тех,  что  существовали  на  начальных  этапах  христианства  внутри,  пока  не  сформировалось  единое  целое  учение.

Торжество  Православия  воспринимается  не  только  как  праздник,  не  только  в  догматически-богословском  смысле,  но  и  в  очень  широком  плане — историческом,  личностном,  духовном,  оно  имеет  очень  глубокое  смысловое  значение.  И  даже  то,  что  приходится  Торжество  Православия  на  начало  Великого  поста,  очень  символично.

Этим  праздником  завершается  одна  из  самых  строгих  седмиц  Великого  поста,  в  которую  совершается  покаянный  Канон  Андрея  Критского,  Православные  христиане  стараются  больше  молиться,  меньше  грешить,  глубоко  раскаиваться  в  совершенных  грехах  через  Таинство  покаяния,  воздерживаться  от  скоромной  пищи,  и  ведут  себя  к  торжеству  личной  жизни  во  Христе.

Торжество  Православия — это  соборная  победа  Церкви  не  только  над  иконоборческой  ересью,  но  и  над  многими  другими,  это  очень  значительное  событие  для  всей  Православной  Церкви  и  для  каждого  православного  христианина. 

 

         

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *