Вышенская Казанская икона Богородицы прославилась в 1812 году, когда началась череда связанных с этим образом чудес, которая не прекращается и по сей день. Свое название икона получила после 1827 года, по месту своего пребывания. Но обо всем по порядку.
Дело было так. Молодая вдова Мария Ивановна Аденкова в суровую пору французского нашествия решила покинуть Москву. Так как к тому времени она была послушницей Московского Зачатьевского Алексеевского монастыря, Мария решила отправиться в Тамбов, чтобы поселиться в тамошнем Вознесенском девичьем монастыре.
Никаких сокровищ она с собой не везла, при ней была только ее драгоценная святыня — Казанская икона Пресвятой Богородицы, которую она получила в благословение от родителей. Дорога предстояла долгая и трудная — около 500 верст на лошадях, да еще и ямщик, позарившийся на ее предполагаемые богатства, задумал темное дело.
Свернув с дороги в лесную чащу, ямщик решил расправиться с молодой женщиной и забрать у нее деньги и драгоценности. Когда Мария Ивановна поняла, что ей грозит неминуемая погибель, она взмолилась Пресвятой Богородице, прижимая к груди свое единственное сокровище — Казанскую икону, с просьбой о помощи.
В ответ она услышала тихий голос: «Не бойся, Я твоя Заступница», и в ту же минуту ямщик ослеп. Злоумышленник в порыве искреннего раскаяния бросился в ноги молодой женщине, и они стали вместе горячо молиться Пресвятой Богородице. И милость Божия явилась — зрение к ямщику вернулось. Путешествие благополучно завершилось в Тамбове.
Несколько лет спустя Мария Ивановна приняла постриг с именем Миропия. Была она чрезвычайно простой и скромной, несмотря на свое дворянское происхождение, всецело покорной воле Божией. С особым благоговением относилась инокиня к Казанской иконе Божией Матери.
Перед образом в ее скромной келье теплилась неугасимая лампадка, возносились молитвы, ежедневно прочитывался акафист. Долго думала Миропия, кому же передать чудный образ после своей смерти, собиралась передать племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре, но та внезапно скончалась.
В XIX веке Вышенская пустынь относилась к Тамбовской епархии, находясь в пределах обширной тогда Тамбовской губернии (ныне Рязанская область). Царица Небесная, явившись Миропии в тонком сне, Сама указала Свой земной удел и повелела отдать святую икону в Вышенскую пустынь на вечные времена.
Монахиня послушно исполнила повеление, передав 7 марта 1827 года в обитель еще и другую свою святыню — крест с частицей крови святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, и с частицами мощей святого апостола и евангелиста Матфея, святителя Василия Великого и святителя Спиридона Тримифунтского.
Этот крест монахиня Миропия собственноручно возложила на Казанскую икону Божией Матери, и в таком виде образ сохраняется по сей день. Со времени появления образа в Вышенской пустыне он получил свое название Вышенская Казанская икона Божией Матери.
Вышенская Казанская икона Богородицы была помещена в монастыре в Успенском храме за правым клиросом. Когда же в 1890 году освятили Христорождественский собор, Вышенская Казанская икона Богородицы была поставлена там справа от алтаря на аналой, специально изготовленный для этого образа и огороженный металлической решеткой.
Когда в середине XIX века по всей Тамбовской губернии свирепствовала эпидемия холеры, жители городов и сел не раз спасались от напасти, вознося молитвы к Царице Небесной пред Ее Вышенской Казанской иконой. С тех пор так и повелось, что чудотворная Вышенская Казанская икона Богородицы переносилась ежегодно в разные города епархии на определенный срок.
В наши дни, начиная с 2001 года, эта традиция возобновилась. Вышенская Казанская икона Богородицы переносится в разные места для поклонения. Верующие ждут с нетерпением встречи со святыней, поток чудес от которой не оскудевает. Много паломников приезжает и в Свято-Успенский Вышенский монастырь для поклонения чудотворному образу.
В Тамбове была построена в 1876 году часовня в честь Вышенской иконы. Сюда поместили список чудотворного образа, написанный святителем Феофаном Затворником. В часовне священством совершались молебны с чтением акафиста.
Во времена крестьянских восстаний после революции верущие спрятали Вышенскую икону Богородицы в земле, уложив ее в специальный футляр. Но кто-то донес властям, икону нашли, содрали с нее золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который передал его в 1946 году в храм преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка.
В пятидесятые годы на собранные средства Вышенская Казанская икона Богородицы была покрыта вызолоченной ризой. Свято-Успенский Вышенский мужской монастырь в 1920 году был закрыт. Здание и имущество были национализированы, монахи выселены.
В настоящее время в возрожденном в 1990 году как женский Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине и был передан в обитель в 1999 году. А 20 июля 2014 года в обитель вернулся и чудотворный образ из села Эммануиловка.
Святой чудотворный образ был передан по акту передачи: «Воздавая достодолжное благодарение Подателю всех благ Господу Богу за Его обильные милости, ниспосылаемые Церкви и Отечеству нашему с древнейших времен и доныне, настоящим Актом свидетельствуем, что 20 июля 2014 года от Рождества Христова, в присутствии архипастырей и пастырей, монашествующих, многочисленных верующих и паломников, по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Митрополита Рязанского и Михайловского приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, в лице настоятеля протоиерея Георгия Глазунова, передал, а Успенский Вышенский монастырь Скопинско-Шацкой епархии Рязанско-Михайловской митрополии, в лице настоятельницы игумении Веры, принял образ Божией Матери, именуемой «Казанская Вышенская», на вечное хранение в Успенский Вышенский монастырь.»
Иконография: Вышенская Казанская икона Богородицы представляет собой точную копию с чудотворной иконы, обретенной 8 / 21 июля 1579 года в Казани. Иконографический тип — Одигитрия, погрудное изображение Пресвятой Богородицы.
Кем и когда была написана Вышенская Казанская икона Богородицы, неизвестно. Несомненно только древнее греческое происхождение иконы. Известно, что она была родовой иконой московских дворян Аденковых. Один из представителей семьи благословил образом брак своей дочери Марии Ивановны.
Сначала в Вышенском монастыре Вышенская Казанская икона Богородицы была покрыта сребропозлащенной ризой, изготовленной в благодарность за избавление от холеры тамбовскими гражданами в 1872 году. Со временем образ украсили ризой из чистого золота с драгоценными камнями.
Молитвенная традиция: Перед Вышенской Казанской иконой Богородицы молятся об исцелении от глазных болезней и прочих немощей. Прославилась она и как избавительница от губительных поветрий. Акафист читается Казанской иконе Божией Матери.
Празднование: 8 / 21 июля