Ярославская икона Божией Матери известна на Руси по многочисленным спискам, первообраз, к сожалению, утрачен. В собрании Третьяковской галереи находится самый ранний список чудотворной иконы первой половины XV века, здесь же находится другой список, отличающийся выдающимися художественными достоинствами, сделанный во второй половине XV века.
В Троице-Сергиевой Лавре хранится список 1500 года, переданный в монастырь вдовой последнего ярославского князя. Ярославская икона Божией Матери тесно связана с историей государства Русского. Пред ликом Богоматери проходили важнейшие события Ярославской земли, да и Руси в целом.
В Смутное время, когда Москва оказалась под властью польских захватчиков, Ярославль стал столицей государства, а Ярославская икона Божией Матери главной моленной иконой Руси. Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, который прибыл из Новгорода.
В Успенском соборе, пред ликом Ярославской иконы, князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.
С Ярославской иконой связано и начало правления царского дома Романовых. Ярославль стал первым градом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол князя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец.
Ярославская икона Божией Матери стала одним из образов, перед которыми молился новоизбранный Русский Царь. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этого же образа молился и последний русский государь — царь мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.
Иконография: Иконографический тип — Умиление. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Нее — это отличительный признак данного извода «Умиление«. Изображение поясное. Пресвятая Богородица наклонила голову к Сыну и Они соприкасаются ланитами. Образ преисполнен материнской заботой и попечением.
Младенец ласково держится рукой за подбородок Матери, нежно прильнул к Ней, ступни Его ножек сдвинуты. Левой рукой Он держится за кайму мафория. Эти прелестные жесты подчеркивают сердечность во взаимоотношениях Матери и Сына. Богоматерь изображена в традиционном коричневом мафории. Богомладенец в белых одеждах.
Фигура Младенца не развернута к предстоящим перед иконой, а обращена к Богородице. Обнаженные стопы символизируют такое понятие, как «кенозис» — умаление Божества, нисхождение Бога в плоть. Положение рук Пресвятой Богородицы — не поддерживающее, а притягивающее хрупкое младенческое тельце к Себе.
Край мафория перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Ярославская икона Божией Матери — это один из самых трогательных, подкупающих нежностью и глубиной переживаний, трепетностью проявления материнских чувств, образов Пресвятой Богородицы.
История иконы: Согласно преданию, Ярославская икона Божией Матери была принесена в Ярославль святыми князьями Василием и Константином Всеволодовичами в начале XIII века в тяжкую годину татаро — монгольского нашествия при Ростовском епископе Кирилле II ( 1231 — 1262 гг ). Поражение русской рати, гибель князей, разорение городов и весей, производили в народе ужас и смятение.
Появление иконы Божией Матери было воспринято как чудесное явление милости Пресвятой Богородицы. Люди несли свою скорбь к стопам Царицы Небесной в лютое лихолетье. Сам день празднования иконы с той поры традиционно называли «Явление Ярославской иконы Божией Матери».
Откуда была принесена Ярославская икона Божией Матери в Ярославль, предание умалчивает, но, судя по всему, образ был чтимым еще до того, как появился на Ярославской земле. Исходя из стиля иконы и исторической ситуации того времени, можно высказать предположение, что икона происходит из стольного града Владимира или из Матери городов русских — Киева, в напоминание об основателе Ярославля, великом благоверном князе Ярославе Мудром.
Тяжелые испытания выпали на долю князей Василия и Константина Всеволодовичей, которым довелось доблестно сражаться и погибнуть за свободу русского народа, нести крест княжеского служения в первые десятилетия татаро-монгольского ига. Дабы Матерь Божия укрепила их дух в этой суровой борьбе, они молились пред Ярославской иконой Божией Матери.
Ярославская икона Божией Матери находилась в древнейшем каменном соборе Ярославля в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенном князем Константином Всеволодовичем на территории Рубленного города в 1215 году. В 1501 году случился страшный пожар, от которого сгорел Кремль и Успенский собор.
Сие несчастье послужило к прославлению Ярославских князей, останки которых были погребены в Успенском соборе. При закладке нового храма эти останки были обретены нетленными, князья Василий и Константин Всеволодовичи были вскоре прославлены в лике святых.
В 1504 году их мощи были помещены между столбов нового каменного Успенского собора под родовыми иконами, среди которых была их моленная икона — Ярославская икона Божией Матери. День памяти святых князей совпадает с днем празднования иконы — 8 / 21 июля.
Образ был помещен в основном иконостасе Ярославского Успенского собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. После перенесения архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1786 году собор стал кафедральным.
Во время антибольшевистского ярославского мятежа в 1918 году Успенский собор был сильно поврежден снарядами, но Ярославская икона не пострадала. В 1922 году собор был закрыт. С той поры следы Ярославского образа Богоматери теряются.
Второе обретение иконы. Пресвятая Богородица не оставила Ярославль без Своего покровительства. Благодаря «неслучайным случайностям» и милости Божией, был обретен древний список Ярославской иконы Божией Матери. Второе обретение святой иконы произошло спустя семь с половиной веков.
Сергей Маймур, иконописец и реставратор из Мурманска, в 1998 году обнаружил в сарае своих знакомых в селе Покровское близ Ростова Великого старую большую доску, которая оказалась иконой. Сергей признал в ней, несмотря на ее ветхое состояние, Ярославскую икону Божией Матери.
Реставрация иконы продолжалась полтора года и к 2000 году была закончена. Ярославская икона Божией Матери побывала в Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Торжественное перенесение святого образа из Питера в Ярославль было совершено на Покров Божией Матери в 2003 году. Передача древнего списка состоялась в Феодоровском соборе Ярославля.
В кафедральном соборе, у мощей святых благоверных князей Василия и Константина, некогда принесших чудотворный образ в Ярославль, город принял свою святыню. Обретение Ярославлем этой святыни стало историческим событием и внушило надежду на возрождение многих святых мест православия на Ярославской земле.
Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от телесных болезней.
Празднование: 8 / 21 июня, 8 / 21 июля.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Ярославская
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-yaroslavskaya.html