Чухломская ( Галичская ) икона Божией Матери, именуемая еще Городецкою явилась святому Авраамию, Галичскому или Чухломскому чудотворцу. Святая икона сия очень быстро прославилась чудотворениями и исцелениями.
Иконография: Иконографический тип — Елеуса ( Умиление ). Богомладенец прижимается ланитой к Матери, прильнул к Ней, обняв Ее правой рукой. Она ласково прижимает Сына к Себе. От Чухломской ( Галичской ) иконы исходит нежность, любовь и милосердие. На иконе нет благословляющего жеста Предвечного Младенца.
История образа: Авраамий был пострижен в монашество преподобным Сергием Радонежским, жил некоторое время в Троице-Сергиевом монастыре под непосредственным руководством и окормлением преподобного Сергия, был рукоположен в иеромонаха. Преподобный Авраамий стремился к совершенному безмолвию в посте и молитве.
Желая подвизаться в уединении и вдали от мира, Авраамий, по благословению преподобного Сергия, удалился в Галичскую пустынь Костромской губернии к озеру Галичскому. Дикая и пустынная местность с высокой горой, покрытой дремучим лесом, понравилась подвижнику. Напротив находился город Галич. Потому пустынник и стал прозываться Авраамием Галичским.
Жизнь свою он проводил в строжайших подвигах смирения и непрестанно молился Матери Божией, чтобы она укрепила его дух. Однажды после молитвы он услышал голос с горы, что была неподалеку. Голос повелевал ему взойти на гору, где стоит икона Пресвятой Богородицы.
Ужаснувшись, преподобный взглянул на гору: на вершине горы сиял свет ярче солнечного. Авраамий взошел на гору и увидел на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем, которая сияла ослепительным светом. История умалчивает, когда это произошло, но традиционно указывается 1350 год.
Авраамий пал на землю, не в силах снести великого сияния. Он долго лежал и плакал от умиления, пока неведомый голос не поднял его словами: «Авраамий, встань и укрепись!» Свет от иконы немного померк, и она сама опустилась в руки преподобного.
Авраамий вздумал удалиться с иконою в пустынь, но Пресвятая Богородица повелела ему остаться на этом самом месте, которое Она Сама избрала, и основать здесь монастырь. Авраамий поставил часовню и стал жить в безмолвии и уединении.
Но слух о чудотворной иконе и о подвижнике при ней разнесся в народе, дошел и до князя. Князь Димитрий Феодорович отправил посланников с приглашением Авраамию прибыть к нему. Авраамий, не посмев отказать князю, переехал на лодке Галичское озеро.
На берегу встретил его с чудотворною иконою весь священный собор со множеством народа. Князь сам взял икону и внес ее торжественно и благоговейно в соборную церковь. Авраамий совершил молебен пред иконою, названной Галичской иконой Божией Матери, освятил воду и окропил ею всех собравшихся.
Со всего города собраны были больные и страждующие. После окропления святою водою и усердных молитв, они прикладывались к святому образу и получали исцеление. Авраамий поведал князю об обетовании Пресвятой Богородицы относительно монастыря.
Князь пожертвовал средства и содействовал построению монастыря. Сначала была построена церковь во имя Успения Божией Матери, затем при ней образовался монастырь. В XVIII веке, когда монастырь упразднили и сделали приходской церковью, Чухломская (Галичская) икона Божией Матери стала уже одной из главных святынь Костромского края.
С ней несколько раз в году совершали крестные ходы, в том числе и в соседние уезды. Чухломская (Галичская) икона Божией Матери во второй половине XVIII века была украшена серебряной позолоченной ризой. Даже в 1920 году традиция крестных ходов сохранялась.
Преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей при помощи Божией. Последним был Свято — Покровский Городецкий монастырь, неподалеку от города Чухлома. По названию этой обители подвижника стали называть Чухломским, а чудотворная икона получила название Галичской — Чухломской.
В XVIII веке Городецкий монастырь упразднили и сделали приходской церковью. В 1932 году закрыли и Успенскую церковь. Старожилы предполагают, что последний священник Алексий Стригалев взял Чухломскую ( Галичскую ) икону с собой на сохранение. Сведений о ней в настоящее время нет.
В 1991 году началось возрождение Авраамиева монастыря, который носит теперь название Свято — Покровский Авраамиево — Городецкий мужской монастырь .
В конце XIX века с чудотворного образа сделан точный список, «мерою и подобием» первообразу, который находится во Введенском кафедральном соборе города Галича. В 2000 году в честь празднования 650 — летия явления чудотворного образа с ним был совершен крестный ход, после долгого перерыва, к Галичскому озеру, месту обретения иконы.
Чухломская (Галичская) икона Божией Матери пользуется большим почитанием, ей приписываются множество чудотворений и исцелений.
Молитвенная традиция: Пред Чухломской ( Галичской ) иконой Божией Матери молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.
Празднование: 28 мая / 10 июня, 20 июля / 2 августа, 15 / 28 августа.
Молитва Пресвятой Богородице
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.