Икона Божией Матери «Непроходимая Дверь» относится к категории достаточно редких икон Богородицы. Написание иконы относят к XVII веку. Это было смутное время, когда люди уповали только на Бога и помощь Пресвятой Богородицы. Этот образ получил наибольшее распространение в русских обителях в семнадцатом веке.
Самый ранний список иконы, считающийся первообразом, был написан в XVII веке в Сольвычегодске, он хранится в Русском Государственном музее Санкт-Петербурга. Основу иконописи образа составляет текст входной молитвы «Непроходимая двери тайно знаменана…», читаемой в начале литургии святителя Иоанна Златоуста.
Основа образа лежит также в песнопениях и молитвах к Пресвятой Богородице, где Она называется «Непроходимыми Вратами» — поэтическое изображение догмата о Приснодеве Богородице, опирающееся на пророчество Иезекииля: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими.» (Иезек. 44:2).
Сформировавшаяся под влиянием различных текстов композиция была призвана наглядно передать идеи Непорочного зачатия, Воплощения Христа и спасения праведников. Центральное место в ней отведено образу Богоматери Оранты (Молящейся). В названии иконы заложена мысль о том, что Божия Матерь является для нас грешников как бы Дверью в Царство Небесное. Эту Дверь легко пройти праведникам, но очень трудно — грешникам.
«Милосердия Двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеещиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, ты бо еси спасение душ наших…»
История образа: Сведения об иконе Божией Матери «Непроходимая Дверь» очень скудные. Неизвестно, кто написал образ. Доподлинно известно только, что время написания иконы относится к так называемому «смутному времени», когда после Лжедмитрия на троне оказался Василий Шуйский.
Распространение образ имел по монастырским келиям и домам мирян. Прославляя Пресвятую Богородицу, монахи стараются подражать Ей, храня чистоту и целомудрие, именно поэтому образ был распространен более по монастырям. Второе значение иконы — заступничество Царицы Небесной за святые обители и за весь мир.
Иконография: Композиция иконы сложная и многоуровневая. Пресвятая Богородица, принявшая в Себя Сына Божия, стоит у двери храма на небольшом возвышении с воздетыми в молитве руками, что позволяет отнести икону к иконографическому типу Оранта. По правую и левую руку от Нее стоят молящиеся святые, символизирующие Церковь Христову.
Таким образом, икона Божией Матери Непроходимая Дверь (Непроходимая Врата) прославляет приснодевство Пресвятой Богородицы и указывает на Божию Матерь как на врата в рай, через которые могут войти и праведники, и грешники, по заступничеству Богоматери.
На груди Божией Матери в мандорле изображение Господа Иисуса Христа. Наверху над головой Богородицы в небесном сиянии изображен Господь Саваоф с поднятыми в благословляющем жесте руками. От него на Богоматерь изливается поток света, в котором спускается голубь, который олицетворяет Святой Дух. По обеим сторонам от Пресвятой Богородицы множество святых, восславляющих Ее.
Внизу в черном провале изображены спеленутые, по иудейской традиции, покойники, взывающие к Матери Божией в уповании на скорое рождение Мессии — Спасителя, который приведет их в райские обители.
Реже встречается список иконы «Непроходимая Дверь» с изображением Богоматери в виде Царицы Небесной, в царской короне, с мечом в одной руке и свитком в другой, стоящей на облаке в окружении святых и архангелов.
По своему символическому смыслу икона Божией Матери «Непроходимая Дверь» (Непроходимая Врата, Затворенные Врата) близка к акафистному типу икон, так как в образе заключен богословский догмат о том, Божия Матерь является Приснодевой, сохранившей Свое девство после зачатия и рождения Иисуса Христа.
Иконы этого типа воспевают чистоту и непорочность Девы Марии, Ее духовный подвиг. Земная женщина, способная вместить Невместимое, Божественный огонь и не опалиться им, по Своим духовным качествам выше всех людей.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о сохранении дома и мира в семье; о защите от врагов, недоброжелателей, грабителей и разбойников; об укреплении семейных уз. Особенно перед иконой «Непроходимая Дверь» молились в период смуты и междоусобиц, когда брат шел на брата, как ныне это происходит на Украине.
И сейчас, как в далекие века периода раздробленности Руси, возносятся молитвы в монастырях и храмах Православной Руси к Царице Небесной, чтобы умирила, вразумила враждующих, защитила от врагов видимых и невидимых, создающих распри между единородными, потому что помощи более ждать не откуда. Остается только уповать на помощь Божию по ходатайству Пресвятой Богородицы за грешной род человеческий.
Наш народ во все смутные времена возлагал надежду на помощь Божией Матери, Которая Одна может помочь посреди отчаяния. Мы просим Царицу Небесную, чтобы Она закрыла двери нашего Отечества от всякого зла, чтобы из страны нашей были изгнаны непримиримость и вражда.
В январе 2017 года в Сергиевский женский монастырь Горловской и Славянской епархии Украинской Православной Церкви была привезена икона Божией Матери «Непроходимая Дверь» (Непроходимая Врата). 8 января, на второй день праздника Рождества Христова, в день прославления Собора Пресвятой Богородицы, перед иконой было совершено первое богослужение.
Божественную литургию совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Краснолиманский Алипий, викарий Горловской епархии, в сослужении множества духовенства. 21 декабря 2017 года Священный Синод Укранской Православной Церкви утвердил прославление образа как местночтимого.
Празднование: Празднование иконы два раза в год, в особые дни прославления Богородицы: 8 января (Собор Пресвятой Богородицы) и в субботу пятой седмицы Великого поста в Субботу Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Дата празднования иконы «Непроходимая Врата» Сергеевской — вторник после дня Святой Троицы в Украинском православном месяцеслове.
Богородичен, глас 2 [Творение митр Антония (Храповицкого)]:
Непроходимая врата, тайно запечатствованная, / Благословенная Богородице Дево,/ приими моления наша/ и принеси Твоему Сыну и Богу, / да спасет Тобою души наша.
Богородичен догматик, глас 5:
В Чермнем мори, / Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: / тамо Моисей, разделитель воды, / зде же Гавриил, служитель чудесе. / Тогда глубину шествова немокренно Израиль; / ныне же Христа роди безсеменно Дева. / Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; / Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. / Сый и прежде Сый, / явлейся яко Человек, / Боже, помилуй нас.
Богородичен отпустительный, глас 5:
Радуйся, двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе; / радуйся, необуреваемое пристанище и Неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих / и кланяющихся Рождеству Твоему.
ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ. :: Миссионерский центр им. преп. муч. Афанасия игумена Брестского