Молдавская Афонская Самонаписавшаяся икона Богородицы, называемая также Продромитисса, Ясская, Молдавская Румынская, находится в Румынском общежительном ските Продром на Афоне (во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи), в Лавре святого Афанасия.
Эта чудотворная икона, Самонаписавшаяся икона Богородицы, привлекает огромное количество паломников в монастырь и обильно изливает чудеса исцелений. Списки образа имеются во многих храмах.
История образа: В 1863 году игумен скита с несколькими иноками отправился по монастырским делам в Молдавию. В столице Молдавии городе Яссы игумен решил заказать для обители икону Божией Матери местному благочестивому иконописцу, но с условием написания в строжайшем посте и молитве.
Такой художник-иконописец отыскался. Это был Георгий Николаев (Георгакис Николау), человек преклонных лет, украшенный христианскими добродетелями. Он ревностно принялся за работу, и дело продвигалось довольно быстро, оставалось только написать лики Богоматери и Богомладенца, но ему сделать это никак не удавалось.
Огорченный старец ужесточил свой пост и со слезами молился Царице Небесной, прося Ее о помощи. Так продолжалось несколько дней. И вот однажды утром иконописец вошел в свою рабочую комнату после совершенных молитвенных подвигов и не поверил своим глазам, пораженный необычайным изумлением.
С иконы на него смотрели лики Богоматери и Богомладенца, написанные неизвестной рукой и сияющие небесной красотой и художественной выразительностью. Долго стоял он перед чудесным образом написанной иконой в благоговении и восторге перед совершенным великим и непостижимым чудом.
Не посмел более живописец делать какие-либо поправки и дополнения к чудотворному образу, только с трепетом покрыл ее лаком. Слух о чуде быстро распространился по всему городу, и в дом живописца началось паломничество, так что афонским монахам с трудом удалось получить свой заказ.
Митрополит Каллиник (Миклеску) тщательно освидетельствовал икону и признал истинность совершенного чуда. Перед Самонаписавшейся иконой Богородицы был совершен молебен с водосвятием, народ был допущен к торжественному поклонению образу Божией Матери.
В городе Галаци один иконописец усомнился в подлинности чуда и решил проверить его действительность тщательным изучением стиля письма. Но, когда он подошел с этим намерением к образу, лик Божией Матери изменился, став грозным и укоряющим. Это так поразило иконописца, что он не дерзнул более рассматривать икону и раскаялся в своем неверии.
Самонаписавшаяся икона Богородицы ознаменовала себя множеством чудотворений и исцелений. К чудотворной иконе потекли страждущие и болящие различными недугами. Все, с верой к ней притекающие, получали просимое. Причем к помощи Пресвятой Богородицы прибегали и иноверцы, и их не оставила Она без милости.
Сам путь образа на Афон сопровождался различными чудесами, Самонаписавшаяся икона Богородицы как-бы управляла происходившими по дороге событиями, наказывала, миловала, утешала, грозно предупреждала. Прибыв на Афон, Самонаписавшаяся икона Богородицы и здесь совершила множество чудес и совершает до сих пор.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия (Путеводительница). Лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца на иконе поражают неземной красотой, одухотворенностью, милосердием. Богоматерь держит Богомладенца на левой руке, правой указуя на Него как на путь Спасения.
Предвечный Младенец благословляет правой рукой, в левой держит свиток. Самонаписавшаяся икона Богородицы вправлена в великолепный серебряный оклад, украшенный драгоценными камнями.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об исцелении недугов душевных и телесных, в скорби и унынии, об исцелении от беснования и одержимости.
Празднование: 12 / 25 июля.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Самонаписавшаяся», глас 1
Чудотво́рней Твое́й ико́не, Богоро́дице Де́во,/ всеблагогове́йно покланя́емся и лобыза́ем ю́,/ подае́ши бо то́ю исцеле́ния,/ здра́вие же и кре́пость душа́м и телесе́м вои́стинну./ Те́мже любо́вию Тебе́ взыва́ем:/ сла́ва промышле́нию Твоему́ о нас, Чи́стая,/ сла́ва милосе́рдию Твоему́ к ве́рным,// сла́ва Тебе́, самоизобрази́вшейся, Всеблага́я Влады́чице.
Перевод: Чудотворной Твоей иконе, Богородица Дева, благоговейно поклоняемся и целуем ее, ибо Ты подаешь через нее исцеления, истинное здоровье и силу душам и телам нашим. Потому с любовью к Тебе взываем: «Слава Твоей заботе о нас, Чистая, слава милосердию Твоему к верующим, слава Тебе, самоизобразившейся, Всеблагая Владычица».
Кондак Самонаписавшейся иконе Богородицы, глас 8
Богома́тери воспои́м боже́ственне,/ припа́дающе Боже́ственному о́бразу Ея́,/ пресла́вно бо на том самонаписа́ся,/ и источа́ет чуде́с струи́ с ве́рою притека́ющим,/ и избавля́ет от зол зову́щих Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Богоматери воспоем молитвенные песнопения, преклоняя колена перед Божественным образом Ее, ибо она преудивительно на нем самонаписалась, и источает потоки чудес с верой приходящим, и избавляет от зла взывающих к Ней: «Радуйся, Невеста брака не познавшая».