На другой день праздника Рождества Христова Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы. Название этого празднества «собором» означает собрание в этот день верующих для прославления Небесной Владычицы, рождшей Спасителя нашего.
В первый день праздника Рождества Христова Церковь прославляет самого Искупителя рода человеческого, а на второй день после воспоминания этого великого события верующие призываются Церковью почтить Приснодеву Марию, Матерь нашего возлюбленного Господа Иисуса Христа.
Прославляется также память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа), святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, то есть совершается общее (соборное) празднование лиц, близких Деве Марии и Господу Иисусу Христу.
Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить Ее девство и чистоту. И, хотя он был обручен с Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать будущую Матерь Божию.
Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. Святой Иаков был очень благочестивым человеком. Он сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень явился святому Иосифу и повелел ему, взяв Богомладенца и Матерь Его, бежать в Египет, так как царь Ирод хочет найти Младенца и погубить Его. Иосиф выполнил все, но прежде побывал в храме Соломоновом и исполнил все, что определено было по Закону Господнему.
Иисус Христос бежал в Египет, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух или привидение. На это, как важное подтверждение Воплощения Божиего в человека, указывает святой Ефрем в слове на Преображение Господне.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что на примере этого бегства Господь научает нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить эту страну от идолов и подготовить ее к прообразованию спасительного знамения креста и Пасхи Господней.
Так уготовлялось таинство святейшей жертвы. Господь удалился в Египет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном Богоприимцем.
Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы — Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии. После Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д.
Установление Собора Пресвятой Богородицы относится к очень древним временам. Уже в IV веке некоторые святые отцы, например Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиопанский и блаженный Августин, говорили поучения в день этого торжества. Они соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве.
В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Предположительно, в этом наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому — Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов.
Еще этот праздник назывался «Бегством в Египет». Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы».
Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа можно найти в 79 правиле XVI Вселенского собора, состоявшегося в 680 — 681 годах.
Иконография: Иконография праздника «Собор Пресвятой Богородицы» иллюстрирует текст рождественской стихиры преподобного Иоанна Дамаскина: «Что ти принесемъ» и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Пресвятой Богородицы имеет сербское происхождение.
На Руси иконы эти известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Пресвятая Богородица с Богомладенцем на руках. В полном соответствии с текстом стихиры, Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. Ниже изображаются прославляющие Божию Матерь православные гимнографы и Отцы Церкви.
Народные традиции: В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. 8 января в деревнях пекли пироги и угощали ими рожениц, а также отправлялись к повитухам, принимавшим роды.
По древнерусским традициям женщины ощущали в этот день свое особое родство с Пресвятой Богородицей, поэтому несли ей в дар свежеиспеченный хлеб. Часть его оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также полагалось в этот день варить каши. Конечно, эти традиции имели языческие корни.
Празднование: 26 декабря / 8 января