Божественная литургия

Божественная литургия
Божественная литургия в храме мученицы Татианы

Божественная  литургия  в  переводе  с  греческого  означает  «общественное  богослужение».  Богослужение — это  церковная  служба:  обряды,  действия,  посредством  которых  верующие,  обращаясь  с  молитвой  к  Богу,  выражают  свою  веру  в  Него.

Служба  состоит  из  определенных  элементов,  богослужебных  текстов,  которые  следуют  друг  за  другом  без  пауз.  Их  состав,  обряды,  традиции  складывались  веками.  У  каждого  богослужения  своя  история  и  символика.  По  Уставу  каждой  службе  отведено  определенное  время  суток  и  года.

Поэтому  есть  годовой  круг  богослужений  и  суточные  богослужения.  Божественная  литургия — это  главное  церковное  богослужение,  во  время  которого  совершается  таинство  причащения — самое  важное  из  7  Таинств  Православной  Церкви.

Божественная  литургия,  которая  изначально  была  лишь  формой  совершения  таинства  причащения,  была  установлена  Самим  Иисусом  Христом.  На  Тайной  вечере  в  Сионской  горнице,  деля  с  апостолами  пасхальную  трапезу,  Иисус  положил  начало  причащения.

Он  преломил  хлеб  и  подал  ученикам  со  словами:  приимите,  ядите:  сие  есть  Тело  Мое.  Затем  подал  им  чашу  с  вином  и  сказал:  пейте  из  нее  все,  ибо  сие  есть  Кровь  Моя  Нового  Завета,  за  многих  изливаемая  во  оставление  грехов  (Мф. 26,  26-28) .  Сие  творите  в  Мое  воспоминание  (Лк.  22,  19)

Вспоминать  при  причащении  каждый  раз  следует  Спасительные  страдания  и  смерть  Иисуса  Христа  на  Кресте.  Причащаясь  Тела  Его  и  Крови,  апостолы,  их  последователи,  а  ныне  и  мы,  обретаем  жизнь  вечную,  сподобляясь  такого  неоценимого  дара.

Со  дня  Тайной  вечери  апостолы  учили  совершать  литургию.  Ее  порядок  поначалу  передавался  устно.  Первый  чин  Литургии  учредил  апостол  Иаков,  брат  Божий  и  первый  епископ  Иерусалимский.

Записана  была  Божественная  литургия  в  IV  веке  святителем  Василием  Великим.  Участие  в  создании  литургического  текста  принимали  также  святитель  Иоанн  Златоуст   и  святитель  Григорий  Двоеслов.

Сходные  в  главном,  существующие  ныне  и  принятые  в  богослужебной  практике  три  чина  литургии,  отличаются  друг  от  друга  подробностями.

Божественная литургия
Божественная литургия в Донском монастыре

Литургия   Иоанна  Златоуста,  наряду  с  литургией  Василия  Великого,  стала  повсеместной  в  христианстве  с  конца  Х  века.  Совершается  она  во  все  дни  года,  кроме  будничных  дней  Великого  поста.

Литургия  Василия  Великого  совершается  10  раз  в  году:  накануне  праздников  Рождества  Христова  и  Богоявления,  в  день  памяти  святого  Василия  Великого  14  /  1  января,  в  первые  пять  воскресений  Великого  поста,  в  Великий  Четверг  и  Великую  Субботу. 

Литургия  Преждеосвященных  Даров  проводится  по  средам  и  пятницам  Великого  поста.  На  ней  верующие  причащаются  Святыми  Дарами — Телом  и  Кровью  Христа — освященными  прежде,  в  воскресенье,  поэтому  эта  литургия  так  и  называется.

Таинство  Святого  Причащения,  совершаемое  на  литургии,  по-гречески  называется  «евхаристия»,  что  означает  «благодарственная  жертва».  Это  духовная  жертва,  пришедшая  на  смену  древнеиудейским  приношениям  и  всесожжениям,  единственно  угодная  Богу  жертва,  покаяния  и  сердечного  сокрушения.

Такую  жертву  имел  в  виду  святой  царь  Давид,  когда  говорил:  жертва  Богу  дух  сокрушен,  сердце  сокрушенно  и  смиренно  Бог  не  уничижит  (Пс. 50,  19).

На  Божественной  литургии  происходит  невидимо  преложение  (или  пресуществление)  хлеба  и  вина  в  Его  Тело  и  Кровь.  Это  действие  Божественного  Духа  невозможно  уразуметь,  оно  страшно  и  величественно  одновременно,  для  нас  земных. 

Божественная  литургия  состоит  из  проскомидии,  Литургии  оглашенных  и  Литургии  верных.  Проскомидия  совершается  на  жертвеннике,  при  закрытом  алтаре  в  начале  службы.  При  этом  приготовляется  вещество  для  Таинства  причащения.

Священник  произносит  слова  из  Священного  писания  о  страданиях  и  смерти  Христа,  берет  большую  просфору  и  вырезает  из  нее  четырехугольную  часть,  которая  называется  Агнцем.  Именно  она  используется  для  причастия:  один  хлеб,  и  мы  многие  одно  тело;  ибо  все  причащаемся  от  одного  хлеба  (1 Кор.  10,  17).

В  чащу  вливается  вино,  разбавленное  водой.  Из  другой  просфоры  вынимается  частица  в  честь  Пресвятой  Богородицы,  поэтому  она  называется  Богородичной.  Из  третьей  просфоры  вынимается  частица  в  честь  всех  святых,  она  называется  девятичастной  по  девяти  ангельским  чинам.

Из  четвертой  просфоры,  называемой  заздравной,  вынимается  частица  о  здравии  христиан,  из  пятой  заупокойной — о  упокоении  почивших.  При  этом  священник  просит  Господа  помянуть  живых  и  умерших.  Все  частицы  кладутся  на  дискос  в  определенном,  строго  установленном  порядке.

Вторая  часть  Божественной  литургии,  Литургия  оглашенных,  называется  так  по  имени  «оглашенных»,  то  есть  готовящихся  к  Таинству  крещения.  Она  начинается  со  слов:  «Благословенно  царство  Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа…»

Далее  идут  великая  ектения  с  перечислением  нужд  и  прошений  христиан  и  малая  ектения,  пение  блаженств  евангельских  (Мф.  5,  3-12)  и  следует  малый  вход.  Из  алтаря  выходит  священник,  а  впереди  него  диакон  несет  Евангелие.  Это  действие  знаменует  выход  Иисуса  Христа  на  всемирную  проповедь.

По  окончании  трисвятого  («Святый  Боже,  Святый  крепкий,  Святый  бессмертный…»)  читается  Апостол  и  Евангелие,  затем  идет  сугубая  ектения  и  возносятся  молитвы  о  всех  здравствующих  и  почивших  христианах.

Литургия  верных,  третья  часть  Божественной  литургии,  начинается  с  Херувимской  песни.  Священник  в  это  время  переносит  Дары  с  жертвенника  на  престол,  что  означает  шествие  Спасителя  на  страдания,  смерть  и  погребение.

Поется  Символ  веры  и  начинается  главнейшая  часть  литургии — евхаристический  канон,  в  великие  и  святые  мгновения  которого  хлеб  и  вино  пресуществляются  в  истинное  Тело  и  истинную  Кровь  Христову.

Приготовление  верующих  к  причащению  начинается  с  просительной  ектении  к  Богу  о  принятии  им  духовной  жертвы  и  ниспослании  нам  Божественной  благодати  и  Духа  Святого  и  заканчивается  пением  молитвы  «Отче  наш».

Для  причащения  верующих  открываются  Царские  врата,  и  священник  с  Чашей  в  руках  возглашает:  Со  страхом  Божием  и  верою  приступите.  Открытие  врат  означает  открытие  гроба  Спасителя,  а  вынос  Святых  Даров — Его  явление  по  воскресении.

Причастники  вполголоса  вслед  за  священником  повторяют  слова:  «Верую  и  исповедую».  После  причастия  верующих  произносятся  краткая  ектения  (один  из  видов  молитвословий  во  время  богослужения)  и  отпуст  (слова  священника,  завершающие  службу,  благословение  на  выход  из  храма).  После  отпуста  все  подходят  целовать  святой  крест.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *