Божественная литургия в переводе с греческого означает «общественное богослужение». Богослужение — это церковная служба: обряды, действия, посредством которых верующие, обращаясь с молитвой к Богу, выражают свою веру в Него.
Служба состоит из определенных элементов, богослужебных текстов, которые следуют друг за другом без пауз. Их состав, обряды, традиции складывались веками. У каждого богослужения своя история и символика. По Уставу каждой службе отведено определенное время суток и года.
Поэтому есть годовой круг богослужений и суточные богослужения. Божественная литургия — это главное церковное богослужение, во время которого совершается таинство причащения — самое важное из 7 Таинств Православной Церкви.
Божественная литургия, которая изначально была лишь формой совершения таинства причащения, была установлена Самим Иисусом Христом. На Тайной вечере в Сионской горнице, деля с апостолами пасхальную трапезу, Иисус положил начало причащения.
Он преломил хлеб и подал ученикам со словами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем подал им чашу с вином и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28) . Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19)
Вспоминать при причащении каждый раз следует Спасительные страдания и смерть Иисуса Христа на Кресте. Причащаясь Тела Его и Крови, апостолы, их последователи, а ныне и мы, обретаем жизнь вечную, сподобляясь такого неоценимого дара.
Со дня Тайной вечери апостолы учили совершать литургию. Ее порядок поначалу передавался устно. Первый чин Литургии учредил апостол Иаков, брат Божий и первый епископ Иерусалимский.
Записана была Божественная литургия в IV веке святителем Василием Великим. Участие в создании литургического текста принимали также святитель Иоанн Златоуст и святитель Григорий Двоеслов.
Сходные в главном, существующие ныне и принятые в богослужебной практике три чина литургии, отличаются друг от друга подробностями.
Литургия Иоанна Златоуста, наряду с литургией Василия Великого, стала повсеместной в христианстве с конца Х века. Совершается она во все дни года, кроме будничных дней Великого поста.
Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 14 / 1 января, в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу.
Литургия Преждеосвященных Даров проводится по средам и пятницам Великого поста. На ней верующие причащаются Святыми Дарами — Телом и Кровью Христа — освященными прежде, в воскресенье, поэтому эта литургия так и называется.
Таинство Святого Причащения, совершаемое на литургии, по-гречески называется «евхаристия», что означает «благодарственная жертва». Это духовная жертва, пришедшая на смену древнеиудейским приношениям и всесожжениям, единственно угодная Богу жертва, покаяния и сердечного сокрушения.
Такую жертву имел в виду святой царь Давид, когда говорил: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
На Божественной литургии происходит невидимо преложение (или пресуществление) хлеба и вина в Его Тело и Кровь. Это действие Божественного Духа невозможно уразуметь, оно страшно и величественно одновременно, для нас земных.
Божественная литургия состоит из проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Проскомидия совершается на жертвеннике, при закрытом алтаре в начале службы. При этом приготовляется вещество для Таинства причащения.
Священник произносит слова из Священного писания о страданиях и смерти Христа, берет большую просфору и вырезает из нее четырехугольную часть, которая называется Агнцем. Именно она используется для причастия: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).
В чащу вливается вино, разбавленное водой. Из другой просфоры вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы, поэтому она называется Богородичной. Из третьей просфоры вынимается частица в честь всех святых, она называется девятичастной по девяти ангельским чинам.
Из четвертой просфоры, называемой заздравной, вынимается частица о здравии христиан, из пятой заупокойной — о упокоении почивших. При этом священник просит Господа помянуть живых и умерших. Все частицы кладутся на дискос в определенном, строго установленном порядке.
Вторая часть Божественной литургии, Литургия оглашенных, называется так по имени «оглашенных», то есть готовящихся к Таинству крещения. Она начинается со слов: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа…»
Далее идут великая ектения с перечислением нужд и прошений христиан и малая ектения, пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3-12) и следует малый вход. Из алтаря выходит священник, а впереди него диакон несет Евангелие. Это действие знаменует выход Иисуса Христа на всемирную проповедь.
По окончании трисвятого («Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный…») читается Апостол и Евангелие, затем идет сугубая ектения и возносятся молитвы о всех здравствующих и почивших христианах.
Литургия верных, третья часть Божественной литургии, начинается с Херувимской песни. Священник в это время переносит Дары с жертвенника на престол, что означает шествие Спасителя на страдания, смерть и погребение.
Поется Символ веры и начинается главнейшая часть литургии — евхаристический канон, в великие и святые мгновения которого хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову.
Приготовление верующих к причащению начинается с просительной ектении к Богу о принятии им духовной жертвы и ниспослании нам Божественной благодати и Духа Святого и заканчивается пением молитвы «Отче наш».
Для причащения верующих открываются Царские врата, и священник с Чашей в руках возглашает: Со страхом Божием и верою приступите. Открытие врат означает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров — Его явление по воскресении.
Причастники вполголоса вслед за священником повторяют слова: «Верую и исповедую». После причастия верующих произносятся краткая ектения (один из видов молитвословий во время богослужения) и отпуст (слова священника, завершающие службу, благословение на выход из храма). После отпуста все подходят целовать святой крест.