Положение Ризы Пресвятой Богородицы

 

Положение ризы Пресвятой Богородицы

Положение  Ризы  Пресвятой  Богородицы,  как  церковный  праздник,  почиталось  на  Руси  с  древних  времен.  Святой  Андрей  Боголюбский  построил  в  городе  Владимире  на  Золотых  вратах   храм  в  честь  Положения  ризы  Пресвятой  Богородицы.

  История  праздника:  В  царствование  греческого  императора  Льва  Великого  Македонянина  (457-474  годы)  два  благочестивых  брата  Гальбий  и  Кандид  путешествовали  по  святым  местам  Палестины.

В  Галилее  поблизости  от  города  Назарета  в  доме  престарелой  еврейки  они  обнаружили  драгоценную  святыню — священную  одежду  Пречистой  Богоматери,  Девы  Марии.  Священная  Риза  хранилась  в  ковчеге,  и  привлекала  страждущих  отовсюду.  

Перед  Своим  Успением  Матерь  Божия  передала  одну  из  одежд  Своих  вдовице-еврейке,  удостоенной  присутствовать  при  Ее  кончине  и  погребении.  Благочестивая  вдова  свято  и  благоговейно  хранила  это  наследие  Пресвятой  Богородицы  до  конца  своей  жизни.

Умирая,  вдова  завещала  передавать  святыню  на  хранение  из  рода  в  род  только  девицам.  Так  великая  святыня  дошла  до  этой  еврейки,  на  которой  данная  традиция  заканчивалась,  так  как  у  нее  в  роду  больше  не  было  девицы,  которой  она  могла  бы  передать  реликвию.

По  Промыслу  Божиему  все  устроилось  так,  что  Риза  Пресвятой  Богородицы  была  привезена  в  Константинополь.  Вскоре  во  Влахернах  был  построен  великолепный  храм,  посвященный  Божией  Матери  и  прославленный  позднее  Влахернской  иконой  Пресвятой  Богородицы  и  видением  блаженного  Андрея  Покрова  Пресвятой  Богородицы.

Во  Влахернский  храм  с  великим  торжеством  2  июля  458  года  была  перенесена  Священная  Риза  Пресвятой  Богородицы  и  положена  в  новом  драгоценном  ковчеге,  специально  для  этого  изготовленном.

Это  событие  легло  в  основу  праздника — Положение  Ризы  Пресвятой  Богородицы.  Впоследствии  в  ковчег  были  положены  омофор  (головное  покрывало  Богородицы)  и  часть  Ее  пояса.

Положение Ризы Пресвятой Богородицы

Это  обстоятельство  и  запечатлено  в  иконографии  праздника,  который  объединяет  два  события:  Положение  Ризы  Пресвятой  Богородицы  и  Положение  Пояса  Богородицы.

Согласно  некоторым  источникам,  во  Влахерне  существовал  и  другой  храм  в  честь  Божией  Матери,  построенный  императором  Маркианом  (450-457 годы).  В  этом  храме  находились  погребальные  ризы  Пресвятой  Богоматери.

Влахернский  храм,  построенный  императором  Львом  Великим,  сгорел  19  января  1434  года.  Судьба  Ризы  Пресвятой  Богородицы  много  веков  была  неизвестна.  В  XVII  веке  хитон  Божией  Матери  был  обретен  Промыслом  Божием  в  Хобском  монастыре  в  Мингрелии.

В  настоящее время  хитон  Божией  Матери  хранится  в  историческом  музее  в  Зугдиди  (Грузия).  Подлинность  его  засвидетельствована  греческими  и  грузинскими  специалистами.  Точных  сведений  о  том,  как  он  попал  в  Грузию  нет,  есть  только  предположения.

В  различных  частях  христианского  мира  хранятся  отдельные  части  одежд  Богоматери.  Это  бесценные  мировые  святыни,  насчитывающие  сотни  веков.  Чудес,  проистекших  от  этих  святынь,  бессчетное  множество.

Ризы  Пресвятой  Богородицы  спасали  Константинополь  после  молебнов  пред  ними  и  погружения  их  в  воды  Босфора  в  626  году  во  время  нападения  аваров,  в  677  году — персов,  в  717  году — персов,  в  860  году — Киевского  князя  Аскольда.

Последнее  событие  знаменательно  для  Руси,  так  как  в  результате   мирного  договора,  заключенного  между  Константинополем  и  русским  посольством,  одним  из  условий  было  Крещение  Киевской  Руси.

С  православной  миссией  в  Киев  были  направлены  святые  равноапостольные  Кирилл  и  Мефодий,  которыми  незадолго  до  этого  была  изобретена  славянская  азбука  и  переведено  Святое  Евангелие.  Зиму  860/861  годов  братья  провели  в  Херсоне,  весной  861  года  они  были  на  Днепре  у  князя  Аскольда.

Перед  Аскольдом,  как  впоследствии  перед  равноапостольным  князем  Владимиром  стоял  нелегкий  выбор.  Его  прельщали  то  иудейской,  то  магометанской  верой.  Но  под  благодатным  влиянием  святого  равноапостольного  Кирилла  князь  сделал  выбор  в  пользу  Православия.

Аскольд  принял  святое  Крещение  с  именем  Николай,  крестились  и  многие  из  его  дружины.  Непосредственно  из  Царьграда,  столицы  Православия,  трудами  святых  апостолов  славянства  пришли  на  Русь  славянское  богослужение  и  славянская  письменность.  В  Киев  был  назначен  святителем  Фотием  митрополит  Михаил,  и  Русская  митрополия  была  внесена  в  списки  епархий  Константинопольского  Патриархата.

Положение Ризы Пресвятой Богородицы

С  праздником  Положения  Ризы  Пресвятой  Богородицы,  таким  образом,  связано  каноническое  основание  Русской  Православной  митрополии  в  Киеве,  признание  Киевской  Руси  Византией  и  выход  ее  на  мировую  арену,  а  также  спасение  русских  из  тьмы  языческого  суеверия  к  вечной  жизни.

К  сожалению,  попытка  князя  Аскольда  возродить  на  Днепре  христианское  благовестие  святого  апостола  Андрея  Первозванного,  задуманная  им  государственная  и  религиозная  реформа,  закончились  неудачно.  Время  утверждения  христианства  на  русской  земле  еще  не  настало.  Слишком  сильны  были  сторонники  языческой  старины,  слишком  слаба  была  княжеская  власть.

Но  дело  блаженного  Аскольда,  принявшего  мученическую  смерть  от  руки  наемных  убийц,  не  погибло.  Благодарную  память  о  первом  русском  князе-христианине  хранили  древнейшие  храмы  православного  Киева:  построенная  Аскольдом  церковь  пророка  Божиего  Илии  и  церковь  святителя  Николая  Чудотворца,  воздвигнутая  в  50-х  годах  Х  столетия  над  могилой  Аскольда  святой  равноапостольной  Ольгой.  

Таким  образом,  Положение  Ризы  Пресвятой  Богородицы,  как  историческое  событие  и  как  праздник,  имеют  для  России  судьбоносное  значение,  не  говоря  уже  о  чудесах,  истекающих  в  изобилии  от  самой  Пресвятой  Богородицы  чрез  Ее  святые  реликвии.  Царица  Небесная  взяла  наше  Отечество  под  Свой  омофор  и  оберегает  его  неустанно.

С  чудом  от  Ризы  Пресвятой  Богородицы  во  Влахерне  связано  несколько  выдающихся  творений  византийской  церковной  гимнографии  и  гомилетики.  С  походом  Аскольда  на  Царьград  связано  также  создание  знаменитого  «Акафиста  Пресвятой  Богородице»,  автором  которого  некоторые  церковные  историки  называют  того  же  Патриарха  Фотия.

Этот  Акафист  составляет  основную  часть  богослужения  в  честь  Похвалы  Пресвятой  Богородицы  и  называется  Великим.

Святая  Риза,  не  раз  спасавшая  Константинополь,  спасала  впоследствии  от  неприятеля  и  первопрестольную  Москву.  Летом  1451  года  несметные  полчища  татарского  царевича  Мазовши  подступили  к  Москве.  Святитель  Иона,  митрополит  Московский,  непрестанными  молитвами  и  церковными  службами  укреплял  защитников  столицы.

В  ночь  на  2  июля,  как  сообщает  летопись,  в  татарском  стане  случилось  великое  смятение,  враги  бросили  награбленное  добро  и  в  беспорядке  поспешно  отступили.  В  память  чудесного  избавления  Москвы  митрополит  Иона  в  том  же  году  воздвиг  в  Кремле  церковь  Ризоположения,  ставшую  его  крестовой  (домовой)  церковью.

Ризоположенский храм Московского Кремля

Она  сгорела,  но  на  ее  месте  тридцать  лет  спустя  в  1484-1486  годах  была  построена  новая,  также  посвященная  празднику  Положения  Ризы  Пресвятой  Богородицы.  Этот  храм,  стоящий  доныне,  продолжал  служить  домовым  храмом  русских  митрополитов  и  Патриархов  до  того  времени,  как  был  возведен  при  Патриархе  Никоне  собор  Двенадцати  Апостолов.   

В  наши  дни  в  праздник  Положения  ризы  Пресвятой  Богородицы  Святейший  Патриарх  Московский  и  Всея  Руси  совершает  Божественную  литургию  и  молебен  перед  частицей  Ризы  Пресвятой  Богородицы  в  Ризоположенском  храме  Московского  Кремля.

Празднование:  2  /  15  июля.

Тропарь  Положения  Честной  Ризы  Пресвятой  Богородицы  во  Влахерне,  глас  8      

Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи:/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя, мир гра́ду Твоему́ дарова́ти,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Богородица Приснодева, людям покров, одежду и пояс с пречистого тела Твоего, как крепкую ограду, даровала городу Твоему, в бессеменном рождении Твоем оставаясь целомудренной, ибо в Тебе и природа обновляется, и время. Потому молим Тебя мир народу Твоему даровать и душам нашим великую милость.

Кондак  Положения  Ризы  Пресвятой  Богородицы  во  Влахерне,  глас 4

Одея́ние всем ве́рным нетле́ния, Богоблагода́тная Чи́стая, дарова́ла еси́,/ свяще́нную ри́зу Твою́,/ е́юже свяще́нное те́ло Твое́ покрыва́ла еси́,/ покро́ве всех челове́ков,/ ея́же положе́ние пра́зднуем любо́вию,/ и вопие́м со стра́хом Ти́, Чи́стая:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Как одеяние нетления всем верным, Ты, Богом облагодатствованная, Чистая, даровала священную одежду Твою, которою Ты, Божественный людям покров, покрывала святое тело Твое. Ее положение мы и празднуем с любовью и громогласно взываем с верою: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»

    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *