Святые Ангелы

Святые Ангелы

Святые  Ангелы  обитают  на  Небе,  в  мире  невидимом,  духовном.  Там  вечный  Престол  Всевышнего,  который  окружают  все  Силы  Небесные,  озаряемые  от  Него  светом  невечерним.  Слово  «ангел»  в  переводе  с  греческого  означает  «посланник».  Бог  наделил  Ангелов  богатыми  дарованиями  и  вселил  их  в  обителях  небесных.  В  образе  Ангелов  многократно  являлся  Сам  Бог.

Почитание  святых  Ангелов  в  Церкви  Божией  столь  же  древнее,  как  и  сама  Церковь.  Оно  не  прекращается,  начиная  с  первых  времен  бытия.  В  Ветхом  Завете  пророк  Моисей,  получивший  от  Бога  заповеди,  в  то  же  время  принял  от  Него  повеление  поставить  во  Святая  Святых  золотые  изображения  Херувимов  (Исх.  37,  7-9).

Священное  Писание,  начиная  с  книги  Бытия  до  самого  Апокалипсиса,  представляет  нам  Ангелов  действующими,  исполняющими  в  мире  повеления  Всевышнего  и  ограждающими  людей  благочестивых  своим  покровом.  Полное  учение  об  Ангелах  оставили  нам  учители  Церкви — святой  Дионисий  Ареопагит,  Григорий  Назианзин,  Василий  ВеликийИоанн  Златоуст,  блаженный  Августин  и  многие  другие  духовные  писатели,  почитаемые  Церковью.

Это  достоверное  свидетельство  отцов  и  учителей  церкви  единогласно  подтверждено  на  вселенских  соборах,  и  Церковь  всегда  напоминает  нам  в  богослужении  и  молитвах  о  тесном  союзе  Ангелов  с  людьми.  Господь  посылает  ангелов  возвещать  Свои  веления,  они  его  верные  служители  в  действиях  Промысла,  поэтому  и  называются  Ангелами,  то  есть  вестниками.

Святые  Ангелы  одарены  силою  и  могуществом,  с  помощью  которых  могут,  по  соизволению  Божиему,  действовать  на  тела  и  на  мир  вещественный.  Ангелов  бесчисленное  множество.  Но  удивителен  порядок,  царствующий  среди  небесных  духов.  Премудрость  Божия,  сотворившая  все  сущее,  разделила  ангельский  мир  на  девять  ликов,  а  эти  девять  ликов  на  три  чина  (иерархии).

К  первому  чину  (иерархии)  относятся  серафимы,  херувимы,  престолы;  ко  второму — господства,  силы,  власти;  к  третьему — начала,  архангелы,  ангелы.  Лики  ангельские  подчинены  один  другому  и  в  своем  различии  давно  соединены  совершенным  согласием.  Сияние  славы  Христа  льется  от  высших  ликов  на  низшие.

Ближе  всех  к  Творцу  и  Создателю  стоят  серафимы.  Это  название  означает  огонь  божественной  любви,  которой  они  воспламеняются  и  сообщают  другим  ликам.

Святые Ангелы

Имя  херувимов  означает  полноту  ведения,  обилие  премудрости.  Сей  лик  ангелов,  говорит  Григорий  Богослов,  получил  свое  название  потому,  что  эти  блаженные  духи  озарены  обильными  лучами  света,  созерцая  непосредственно  предвечный  Источник  света.  Они  знают  все,  что  дано  Богом  знать  существам  сотворенным.  Сами  просвещаемые  и  других  просвещающие.  Чрез  них  ниспосылается  премудрость  для  богопознания. 

Престолами  называются  те  духи,  на  которых  Бог  почивает  непостижимым  образом  и  совершает  праведный  суд  Свой,  по  сказанному  Давидом:  «Ты  воссел  на  престоле,  Судия  праведный»  (Пс. 9,  5).  Сам  Господь  обитает  в  них.  Они  помогают  земным  царям  и  владыкам  вершить  правосудие. 

Господства  господствуют  над  прочими  чинами,  учат  владеть  чувствами,  смирять  страсти,  порабощать  плоть  духу.  Они  повелевают  злыми  духами,  которые  поклялись  погубить  человека:  ибо  эти  мятежные  духи  не  могли  освободиться  от  власти  Творца  Своего.

Силы  суть  духи,  чрез  которые  Господь  совершает  чудеса  Свои.  Он  даровал  им  Свою  силу  и  их  повеление  имеет  действие  всемогущества.  Они  помогают  труждающимся  и  обремененным,  носят  немощи  людские,  укрепляют  в  терпении  и  скорбях.

Власти  имеют  власть  над  дьяволом  укрощать  власть  бесовскую,  отражать  наводимые  на  людей  искушения,  отгонять  злые  помыслы  и  наветы  вражии.

Началам  поручено  управление  вселенной  и  охрана  всех  царств  и  народов,  племен  и  языков;  ибо  каждое  царство,  племя  и  народ  из  небольшого  чина  начал  имеют  особого  для  себя  хранителя.  Они  возводят  достойных  людей  на  разные  должности  ради  славы  Божией  и  учат  воздавать  им  честь.

Архангелами  называются  великие  благовестники.  Они  изрекают  пророчества,  возвещают  волю  Божию  низшим  ангелам,  а  через  них  людям.  Архангелы  открывают  людям  таинства  веры  и  просвещают  ум  их  светом  Евангелия.

Святые  Ангелы  ниже  остальных  чинов  и  всех  ближе  к  людям.  Они  приставлены  для  хранения  каждого  из  нас.  Падших — поднимают,  и  никогда  не  оставляют  нас,  хоть  бы  мы  и  согрешали.  Поэтому  их  называют  Ангелами  Хранителями.

Святые Ангелы 

Но  и  все  высшие  небесные  чины  называются  общим  именем — ангелами.  Ибо  слово  Ангел  есть  название  не  существа,  но  служения:  «не  все  ли  они  суть  служебные  духи,  посылаемые  на  служение»  (Евр.  1,  14)

Церковь  особенно  чтит  семь  архангелов.  Их  святые  имена:  Михаил,  Гавриил,  Рафаил,  Уриил  (он  же  Иеремиил),  Селафиил,  Иегудиил  и  Варахиил.  Но  они  не  суть  архангелы  в  собственном  смысле,  а  принадлежат  к  чину  серафимов;  архангелами  же  называются  в  качестве  вождей  ангельских  сил.  Они  высшие  из  серафимов,  самые  близкие  к  Богу.

Над  всеми  девятью  небесными  чинами  чиноначальником  и  вождем  поставлен  Богом  святой  архистратиг  (вождь,  старший  воин)  Михаил

Святые  Ангелы  служат  нам  во  всех  наших  нуждах,  душевных  и  телесных.  Нужно  ли  кому  избавиться  т  врагов,  нападающих  на  нас,  Ангелы  Господни  ополчаются  «окрест  боящихся  Его»  для  их  избавления  (Пс.  33,  8).  Желает  ли  кто  освободиться  от  болезней  и  других  скорбей,- Господь  посылает  Ангела,  исцеляющего  и  спасающего.

Нужно  ли  удалить  кого  от  несчастья,  греха  и  соблазна, — Ангел  является  освободителем  и  спасителем.  На  скрижалях  священной  истории  мы  видим  многочисленные  примеры,  в  которых  святые  Ангелы  представляются  благодетелями  рода  человеческого,  помощниками,  наставниками  и  руководителями.

Святые  Ангелы  Божии,  как  чистый  духовный  свет,  устраняются  от  нас,  когда  греховная  тьма  облекает  наши  души.  Духовное  соприкосновение  к  нам  Ангельского  света  делается  ощутительным  только  тогда,  когда  в  духе  нашем  возгорается  огонь  чистой  любви  к  Богу  и  свет  веры.  Святые  Ангелы  приближаются  к  нам  по  мере  того,  как  мы  приближаемся  к  Богу,  и  удаляются  от  нас,  когда  мы  удаляемся  от  Бога.

Поэтому  во  всех  наших  нуждах,  болезнях,  сомнениях,  проблемах,  трудностях  нужно  молитвенно  обращаться  к  нашему  Ангелу  Хранителю,  просить  его,  чтобы  он  направил,  наставил,  помог.  И,  когда  наша  совесть  мучает  нас  за  какой-то  неблаговидный  поступок,  это  Ангел  Хранитель  нашептывает  нам,  укоряет  нас  о  содеянном  грехе,  чтобы  привести  к  покаянию.

Если  нельзя  исправить  содеянное,  то  необходимо  хотя  бы  искренно  раскаяться  в  этом  и  получить  в  таинстве  покаяния  прощение  от  Господа.  Святые  Ангелы,  наши  Хранители,  лишь  одного  желают  нам — спасения  души.  И,  если  кто-то  был  на  волосок  от  смерти  и  все-таки  остался  жив,  надо  благодарить  своего  Ангела  Хранителя,  это  Он,  как  говорится  «соломку  подстелил».

Молитв  Ангелу  Хранителю,  святым  Ангелам,  канонов,  акафистов  много:  Канон  Бесплотным  силам  (творение  Иоанна  монаха),  Канон  Ангелу  Хранителю  в  правиле  ко  святому  причащению  (канон  покаянный  ко  Господу  нашему  Иисусу  Христу,  канон  молебный  ко  Пресвятой  Богородице  и  канон  Ангелу  Хранителю — могут  быть  совмещенными  и  раздельными),  канон  архангелам  и  ангелам,  акафист  Ангелу  Хранителю  и  т. д. 

МОЛИТВА 

«Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святаго Крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *