Блаженная старица Алипия Киевская, великая подвижница ХХ века, бесконечно любимая и почитаемая Голосеевская старица, монахиня Алипия, в миру Агафия Тихоновна Авдеева, родилась в российском городе Пензе в благочестивой патриархальной мордовской семье Тихона и Вассы Авдеевых.
Время рождения старицы доподлинно неизвестно, предположительно 1888 — 1908 годы. При святом крещении матушка получила имя Агафия в честь мученицы Агафии, икону которой из благоговейного почитания она всю жизнь носила на спине, так что казалась горбатой.
Неизвестно, получила ли блаженная старица Алипия Киевская какое-либо образование, но Псалтирь и молитвослов она читала на церковно-славянском языке. Воспитание она получила православное, благочестивое. Ее отец был большим постником: во время постов он вкушал только сухари и пил отвар из соломы, а мать отличалась сострадательностью, нищелюбием и смирением.
Блаженная старица Алипия Киевская унаследовала добродетели своих родителей. До конца своих дней матушка хранила строгий пост, утешала страждующих и обремененных различными скорбями и недугами, укрепляла, исцеляла, помогала во всех духовных и житейских нуждах.
Родителей своих матушка почитала бесконечно и любила горячей благодарной любовью, а после их трагической смерти (они были расстреляны большевиками, когда Агафия была у соседей) она благоговейно хранила память о них и молилась сама, просила всех своих духовных чад поминать своих родителей и бабушек, дедушек в молитвах.
Рано осиротев, Агафия приняла на себя свой крест и последовала за Христом, готовая претерпеть за Него все, даже мучительную смерть. Началась для старицы скитальническая жизнь. Зачастую ей негде было даже голову преклонить. Ночевки в поле, лесу, под открытым небом и дороги, дороги, дороги…
Чтобы заработать на кусок хлеба матушка нанималась на поденную работу, выполняя ее старательно и добросовестно. Насмешки и оскорбления блаженная старица Алипия Киевская принимала безропотно и за все благодарила: за доброе слово, сочувствующий взгляд, за угол для ночлега, за любую пищу, за прожитый день — воспринимая это как дар Божий.
Немногословная от природы, она стала совсем молчаливой и полностью ушла в молитву. Все испытания, которых ей выпало немало, не ожесточили ее сердца, напротив зажгли в нем дар благодарной любви, который она пронесла через всю свою жизнь и умножила его многократно. Одна из книг, написанных о старице так и называется «Стяжавшая любовь».
Господь хранил Свою избранницу, посылая ей тяжелейшие испытания и искушения, Он чудом выводил ее из сложнейших передряг. Матушка прожила всю свою жизнь без документов. В советское время это было практически нереально и влекло за собой уголовное наказание. Массовые репрессии против верующих в 1930-х годах не миновали и Агафию.
Матушку арестовали и заключили в тюрьму. Она никогда не рассказывала, где именно и в каких условиях находилась, называя это место иносказательно «Одесса». Она испытала все тяготы и ужасы тюремного заключения и допросов, находя в себе силы утешать и укреплять соузников. Наконец ее перевели в камеру смертников.
И вот их в камере осталось только трое: священник, его сын и Агафия. Священник отслужил панихиду по всем троим, после чего сказал, что матушка останется в живых. Так и случилось: исповедницу Христову вывел из темницы чудесным образом апостол Петр, как некогда он освободил от уз и ее небесную покровительницу — мученицу Агафию.
Всю оставшуюся жизнь блаженная старица Алипия Киевская не переставала благодарить апостола за свое освобождение, считала его своим покровителем, и в храме ее место всегда было у иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Вполне вероятно, что именно в это время матушка и начала подвиг юродства ради Христа. И, возможно, это безумство в глазах мира и защитило ее от новых гонений. Подобно святой блаженной Ксении Петербургской блаженная старица Алипия Киевская говорила иносказательно, «ломаным» языком, никогда не употребляя женский род, называя и мужчин и женщин «Он».
Подвижница всегда была уединенной, незаметной, смиренной, ничем не возмущалась и никого не осуждала. О ее молитвенных подвигах никто не знал, она никогда не бывала в праздности, не гнушалась никакой работой, старалась никого не обременить, везде поддерживала порядок, и сама была очень опрятной.
Во время Великой Отечественной войны матушка попала в плен к фашистам и некоторое время провела в концлагере, испив новую чашу страданий. Но и оттуда ей удалось сбежать. Господь все чаще стал посещать матушку Своми дивными знамениями и откровениями и удостоил ее дара чудотворений.
Закрытая советской властью в 1920-е годы Киево-Печерская Лавра во время Великой Отечественной войны была открыта. Наместник обители, архимандрит Кронид, стал духовным отцом матушки. Он же постриг ее в монашество с именем Алипия в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского, и благословил на новый подвиг — столпничество.
В дупле огромной липы, которая росла подле колодца Феодосия Печерского, матушка несла свой подвиг в течении трех лет до 1954 года. В дупле можно было только стоять, да и то полусогнувшись. В холод и зной, днем и ночью, в окружении завывающих голодных собак. Только непрестанная Иисусова молитва утешала, согревала и укрепляла хрупкую монахиню.
Архимандрит Кронид был с матушкой строг. По окончании богослужения в церкви он приносил ей немного сухарей и говорил: «Спасайся!» Когда отец Кронид отошел ко Господу в 1954 году, ее духовным отцом стал старец схимонах Дамиан. В Киево-Печерской Лавре матушка в трудах и подвигах провела 15 лет.
В 1961 году власти опять закрыли обитель. Для матушки Алипии снова началась многострадальная скитальческая жизнь. Причем теперь за исповедание веры, да еще и при отсутствии документов и прописки, грозила психиатрическая больница, куда власти отправляли верующих «для лечения».
Со временем матушка сняла комнату в частном доме на Голосеевской улице. К благодатной старице потянулись люди за советом и с просьбами о молитвах, о помощи, об исцелении. Наступило время ее открытого служения людям. В это время матушка посещала Вознесенский храм на Демиевке, который очень полюбила.
Домик, в котором жила блаженная старица Алипия Киевская, разрушился от ветхости. Старанием одной верующей женщины было найдено новое жилище, в котором матушка провела последние девять лет своей подвижнической жизни. Это был бывший монастырский дом, принадлежавший до революции скиту Киево-Печерской Лавры — Свято-Покровской Голосеевской Пустыни.
Основанная в 1631 году среди Голосеевского леса святителем Петром Могилой, митрополитом Киевским, и достигшая духовного расцвета в XIX веке при святителе Филарете (Амфитеатрове), Пустынь прославилась многими своими подвижниками.
Но более всего она почиталась как место подвигов и упокоения великих старцев-духовников: преподобного Парфения Киевского (Краснопевцева), Алексия Голосеевского (Шепелева), блаженных Феофила и Паисия Киевских, Христа ради юродивых. Разоренная и разрушенная в годы советской власти Пустынь в конце 1970-х годов превратилась в пустырь.
Блаженная старица Алипия Киевская стала продолжательницей духовного делания Голосеевских старцев. Она подвизалась в денно-нощных молитвах, которые совершала и келейно, и в лесу, и в глубоком овраге, подвизалась в подвиге юродства ради Христа, прикрывая им свои молитвенные и постнические подвиги.
Пищу блаженная старица вкушала один раз в день и крайне мало. В среду же и в пятницу, а также на первой и последней неделе Великого поста она ничего не ела и не пила. Посетителей принимала до захода солнца. Ночью матушка практически не отдыхала: молилась, присев на краешке кровати, как и блаженная Матрона Московская.
Удостоенная от Господа дара прозорливости и предвидения, матушка Алипия читала в человеческих душах, как в открытой книге. Ей было открыто, что происходит или произойдет с человеком, что позволяло ей предупредить человека об опасности, помочь избежать неприятности и искушений или защитить от надвигавшейся беды.
Блаженной было открыто, что 26 апреля 1986 года произойдет авария на Чернобыльской АЭС. И матушка задолго до трагедии предупреждала людей, что будет гореть земля, что «затравят» землю и воду. Но ее никто не понимал. А она молилась. Молилась непрестанно. Господь открыл старице духовное значение Чернобыльской трагедии, но полностью отвратить гнев Божий от людей, прогневавших Его, она не смогла.
Когда же катастрофа произошла, блаженная старица Алипия Киевская всячески старалась успокоить людей, не благословляла бросать дома и бежать. Она призывала обратиться к Богу, уповать на милость его и помощь, обратиться к Распятому Господу Иисусу Христу и вспомнить о силе его Креста, которым побеждена смерть.
Матушка благословила осенять жилища крестным знамением и продолжать в них жить, осенять крестным знамением пищу и вкушать ее без боязни. В эти страшные дни старица многих удержала от паники и отчаяния и привела к Богу. О будущем «филаретовском» расколе блаженная тоже предупреждала и встречала Филарета словами «Раскольник, раскольник!»
И еще одно предсказание блаженная старица сделала о предстоящих событиях. Как-то она сказала: «Когда меня прославят, начнется война.» Тогда в это верилось с трудом. Война на Украине началась, но о той ли войне говорила блаженная. Пока только совершилось обретение мощей, а канонизация несколько раз собиралась, но все откладывалась.
О своей кончине (по первому морозу) она была предупреждена заранее и готовилась к ней, просила прощения у духовных детей, давала наставления, прощалась. 17 / 30 октября 1988 года пошел первый снег, и ударил первый морозец. Отправив духовных чад помолиться в Китаевскую пустынь, блаженная старица Алипия Киевская тихо отошла ко Господу.
На смертном одре старица лежала светлая, точно уснувшая. Лицо ее было спокойным и благостным. Отпевание состоялось в Вознесенском храме Флоровского монастыря. Гроб утопал в цветах. Собралось множество людей. Похоронена была блаженная на Лесном кладбище Флоровского монастыря. Обретение святых мощей старицы Алипии состоялось утром 5 / 18 мая 2006 года.
По благословению Блаженнейшего Владыки Владимира останки монахини Алипии были перенесены в мужской монастырь «Свято-Покровская Голосеевская пустынь», в котором матушка жила, подвизалась и старчествовала в последние годы своей жизни. Там в храме в честь иконы Живоносный Источник они находятся и поныне, и куда идет нескончаемый поток людей.