Чудотворная икона «Знамение» Курская-Коренная — одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. Ее история богата событиями и чудесами. Она описана во многих томах, и изложить ее коротко совсем не просто.
Икона «Знамение» Курская-Коренная впервые была описана в памятнике русской литературы XVII века «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы; честнаго и славнаго Ея Знамения: иже нарицается Курския; и о чудесах Ея; и яко бы из давних лет».
Возникновение «Сказания» связано с восстановлением города Курска в XVI веке, с возрастанием славы его местной святыни в Смутное время, и в первой половине XVII века при поддержке центральной власти. В «Сказании» излагалась история Курска, история явления образа и описывались чудеса от него.
История образа: Первой иконой такого типа была чудотворная икона Божией Матери «Знамение» ( Новгородская ), прославление которой началось в 1170 году.
В XIII веке татарское нашествие принесло Русскому государству величайшие бедствия. Стон стоял по всей Руси. Разоренный полчищами Батыя город Курск пришел в полное запустение, порос лесом и заселился дикими зверями. Жители близлежащего Рыльска ходили туда на охоту.
Вот во время такой охоты, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, и явлен был образ Царицы Небесной с воздетыми в молитве руками в корнях дерева на берегу реки Тускари. Отсюда и пошло название чудотворной иконы «Знамение» Курская-Коренная.
Благочестивые мужи, обнаружившие икону, не посмели оставить ее на земле. Они поместили ее в дупле того самого дерева, подле которого она явилась. Затем, сговорившись, соорудили на этом месте небольшую часовню.
Это явление иконы, само по себе чудесное, было ознаменовано еще одним чудом. Как только икона была поднята с земли, на этом месте тотчас забил источник. Произошло это событие 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1295 года.
Весть о новоявленной чудотворной иконе Божией Матери быстро разнеслась по окрестностям. Народ потянулся для поклонения святыне, незамедлительно подававшей помощь во многих нуждах, особенно в столь тяжкое время.
Рыльский князь Василий Шемяка повелел перенести чудотворную икону в город Рыльск и построить для нее церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона чудесным образом вновь и вновь возвращалась на место своего явления. Там она и пребывала чуть более 200 лет.
Ей служил, ее оберегал местный священник-подвижник Боголюб. Татары, прознавшие об чудотворной иконе, решили сжечь часовню и уничтожить икону. Однако все попытки поджечь часовню с находящейся в ней иконой были безуспешными. Тогда варвары пошли на святотатство и разбили икону на части, часовню сожгли, а священника Боголюба взяли в плен.
Но, волею промысла Божиего, старец Боголюб, пасший в плену овец и услаждавший себя молитвенными песнопениями, был услышан случившейся там однажды русской депутацией. Она выкупила его из плена и вернула на Родину.
Боголюб продолжил свое подвижническое служение иконе. Святую икону он нашел ( !!! ) неподалеку от места ее явления разломанною. Как только части чудотворной иконы были сложены вместе, они тотчас срослись. Остался только едва заметный след. Часовня была восстановлена.
Город Курск был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь захотел увидеть чудотворную икону, и она была торжественно отправлена в Москву.
Царь приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр его Святым Духом. На остальных сторонах поместили изображение ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания со свитками в руках.
Икона «Знамение» Курская-Коренная была помещена в серебряный с позолотой оклад и богато украшена жемчугом, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Все это придавало иконе большую художественную красоту и редкое благолепие. Царица Ирина Феодоровна собственноручно вышила для иконы пелену красного бархата с соответствующей надписью.
Затем икона «Знамение» Курская-Коренная торжественно в сопровождении священства с молебнами и крестным ходом была отправлена в Курск. На месте часовни был основан монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и с приделами преподобных Михаила Малеина и Зосимы и Савватия Соловецких.
Над источником разместили церковь во имя «Живоносного источника«. Монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева. Чудотворная икона стала именоваться «Знамение» Курская — Коренная.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско — литовского нашествия 1612 года, Отечественной войной 1812 года.
Икона «Знамение» Курская-Коренная или ее списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году образ путешествовал на Дон для благословения донских казачьих полков. В 1684 году государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с приказанием, чтобы он сопровождал в походах православных воинов.
В 1687 году икона «Знамение» Курская-Коренная посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с чудотворного образа были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году икона «Знамение» Курская-Коренная, ее список, был послан князю Кутузову в действующую армию.
Икона «Знамение» Курская-Коренная тесно связана с жизнью преподобного Серафима Саровского, который с ранних лет пребывал под Покровом Царицы Небесной. В детстве он упал, оступившись, с колокольни строящейся его отцом церкви. Испуганная мать, спустившись с колокольни, нашла его целым и невредимым.
В 1767 году в девятую пятницу по Пасхе шел крестный ход с иконой «Знамение» Курская-Коренная. По промыслу Божиему, недалеко от дома, где лежал девятилетний отрок Прохор (будущий святой Серафим Саровский), на выздоровление которого уже никто не надеялся, начался сильный ливень и шествие завернуло в дом Агафьи Фотиевны с Прохором.
Мать поднесла Прохора к чудотворному образу, после чего он стал быстро поправляться. Так чудотворная икона Божией Матери Курская-Коренная оказалась связанной с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.
Это был последний крестный ход со святой иконой перед его запрещением во время правления Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской-Коренной вновь возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные крестные ходы в России.
Еще одно чудо, свидетельствующее о силе святого образа произошло 8 марта 1898 года, когда неверующими бунтарями-студентами был совершен террористический акт для подрыва народной веры в чудодейственную силу иконы. В результате этого вера в чудотворную икону только упрочилась, даже сами террористы таким сложным путем уверовали в Бога и Пресвятую Богородицу.
Во время богослужения на Крестопоклонной неделе группа студентов заложила «адскую» машину у подножия святыни в храме. Часовой механизм сработал в половину второго ночи, чтобы избежать человеческих жертв, но уничтожить икону. Количество динамита было столь велико, что взрыв оглушительной силы разнес и покоробил все внутри храма… Икона «Знамение» Курская-Коренная, подле которой этот взрыв произошел, осталась невредимой.
Икона «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 29 октября 1920 года в Крыму. Покинув Россию с врангелевской эвакуацией, святая икона стала Одигитрией ( Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми Первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей.
Ныне она пребывает в городском православном храме Нью-Йорка (США), названном, как и в Курске, Знаменским. Ее летняя резиденция и митрополита в Новой Коренной Пустыне под Нью-Йорком. Она постоянно путешествует по приходам Русской Зарубежной Церкви, связывая всю русскую диаспору воедино.
В наше смутное время будем молить Пресвятую Богородицу — да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых. Да будет непреложно Знамение обетований Божиих!
Да восстанет Святая Русь во всем ее духовном величии! От этого зависит судьба не только России, но и всего мира.
12 сентября 2009 года после 90-летнего отсутствия икона «Знамение» Курская-Коренная посетила Россию. С 12 по 23 сентября образ находился в храме Христа Спасителя в Москве, а затем в Курске. 2 октября икона «Знамение» Курская-Коренная была возвращена в Нью-Йорк.
С 2009 года святой образ ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию для поклонения верующих. Хранителем чудотворной иконы Божией Матери назначен в декабре 2010 года диакон Николай Ольховский (ныне епископ).
Икона «Знамение» Курская-Коренная, список, изготовленный в мастерской Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, был подарен Коренной пустыне в год ее возвращения Церкви (1989) и вручен митрополиту Курскому Ювеналию (Тарасову) представителем РПЦЗ. В 1990 году возобновились крестные ходы со святой иконой из Коренной пустыни в Курск.
Позже в крестных ходах стали носить чудотворный список Курской-Коренной, освященный в 1902 году в Знаменском монастыре наместником игуменом Сильваном, который пребывает в Курском Знаменском соборе. Такие списки есть и в других храмах и монастырях. Почитание иконы «Знамение» Курская-Коренная на Руси велико. В честь ее устраиваются крестные ходы.
В Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре на Донетчине основатель обители, святой старец Зосима (Сокур), очень почитал чудотворную икону «Знамение» Курская-Коренная. Ежегодно с чудотворным образом устраивался крестный ход к криничке, святому источнику близ монастыря.
Фильм мастерской Вертоград о крестном ходе можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=be_tDyGsvrw (нужно скопировать и вставить в строку браузера).
С 1618 года Курскую — Коренную икону Божией Матери ежегодно в пятницу 9 недели после Пасхи переносили крестным ходом из Курска в Коренную Пустынь, а потом обратно.
Иконография: Иконографический тип — Знамение. Это поясное изображение Пресвятой Богородицы, Оранты (Молящаяся), с воздетыми в молитве руками, древнейший образ в иконографии. Знамение — «знак милости» со стороны Царицы Небесной. Оранта — символ Церкви Небесной.
Икона «Знамение» Курская-Коренная, первообраз, который в 20-х годах ХХ века рассматривал Н. М. Беляев, по благословению архиепископа Курского и Обоянского Феофана (вывезшего чудотворный образ из России), а затем описал, состоит из средника (17 х 14,5 см) и большой доски (41 х 34 см), в которую вставлен средник.
Обе доски с ковчегами. Большая доска состоит из двух частей, соединенных между собой шпонками. Тыльная сторона средника не видна. На лицевой стороне поверхность неровная, что свидетельствует о реставрационных вставках грунта и позднейших прописях.
Небольшие реставрационные пробы показали, что средник и поля написаны на золотом фоне, но относятся к разному времени. Живопись в среднике соответствует XV веку, на полях — концу XVI века (Беляев. 1929 год, стр. 287-299) Фон в среднике темно-оливковый, по сторонам Богоматери крупные буквы Ее монограммы.
Богомладенец изображен на лоне Богоматери в круглой славе. Руки опущены и скрыты под одеждой. Фигуры пророков — на золотом фоне, широкие поля с надписями имен пророков — зеленого цвета. Образ Богоматери в среднике, видимо, был поновлен в XVII — XVIII веках. (По результатам раскрытия иконы в Женеве во второй половине 40-х годов ХХ века)
Молитвенная традиция: Чудотворная икона «Знамение» Курская-Коренная подает помощь по молитвам пред нею в самых серьезных жизненных обстоятельствах: о прекращении бедствий, о защите от врагов, о защите от эпидемий, об умирении враждующих. Икона «Знамение» Курская-Коренная является покровительницей русского воинства. Она не раз вдохновляла его при защите Отечества.
Празднование: 8 / 21 сентября (день обретения), 8 / 21 марта в день чудесного спасения образа от посягательства революционеров-безбожников, 10 / 23 июня, 27 ноября / 10 декабря в день празднования иконы «Знамение», в 9-ую пятницу по Пасхе.
АКАФИСТ ПРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ — КОРЕННАЯ
Предназначен для келейного чтения. Не утвержден для общецерковного использования.
Кондак 1