Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь

Схиигумения  Фамарь,  святая,  наша  современница,  преподобноисповедница,  основательница  Серафимо-Знаменского  скита  под  Москвой,  своей  непоколебимой  верой  и  твердостью  духа,  духовным  величием  и  красотой  души,  снискала  себе  глубокое  уважение  знавших  ее  людей  при  жизни  и  оставила  память  о  себе  на  века  потомкам.  Художник  Петр  Корин  сумел  увидеть и  передать  на  холсте  «Схиигумения  Фамарь»  эти  качества  подвижницы.

Схиигумения  Фамарь,  в  миру  княжна  Тамара  Александровна  Марджанишвили  (на  русский  манер  Марджанова),  родилась  1  /  13  апреля  1868  года  в  дворянской  семье  в  Кварели  (Грузия).  Княжна  Тамара  получила  хорошее  светское  образование  и  воспитание,  была  очень  музыкальной  с  хорошим  голосом  и  даже  готовилась  к  поступлению  в  консерваторию. 

Семья  была  православной,  но  скорее  в  дар  моде  и  традициям,  хотя  родители  были  глубоко  верующими  людьми  и  окормлялись  у  афонского  священноинока  отца  Иессея.  Глава  семьи  умер  рано,  Тамара  была  в  то  время  совсем  крошкой.  Мать  умерла,  когда  Тамаре  было  20  лет.  Эта  трагедия,  возможно,  сказалась  на  душевном  настрое  девушки  и  повлияла  на  ее  выбор  дальнейшего  пути,  обратила  ее  взгляд  от  временного  к  вечному.

Посещение  в  компании  друзей  вновь  основанного  Бодбийского  монастыря  в  1888  году  окончательно  сформировало  ее  выбор.  Тамара,  пораженная  духовной  атмосферой  и  торжественностью  службы,  устремилась  душой  в  Вышнее.  Она  выстояла  до  конца  богослужения  и,  подойдя  к  матушке  игумении,  попросила  принять  ее  в  монастырь.  Будущая  схиигумения  Фамарь  твердо  и  непоколебимо  решила  посвятить  свою  жизнь  Богу. 

Родственники  всячески  препятствовали  этому,  отговаривали  ее,  но  не  смогли  изменить  ее  решение.  Однажды  Тамара  просто  ушла  тайком  из  дома  и  уехала  в  обитель.  Родные  отыскали  ее,  но  игумении  Ювеналии  удалось  убедить  их  не  мешать  ее  выбору,  и  родные  предоставили  Тамаре  идти  тем  путем,  который  она  избрала.  Святая  преподобноисповедница  осталась  в  монастыре  равноапостольной  Нины  в  Бодби. 

Княжна  Тамара  Александрона  приняла  постриг  с  именем  Ювеналия.  Она  жила  под  непосредственным  руководством  игумении,  к  которой  очень  привязалась,  и  которая  заменила  ей  мать.  В  1902  году  игумения  Ювеналия  была  переведена  в  Москву  и  назначена  настоятельницей  Рождественского  монастыря,  а  Ювеналия-младшая  была  назначена  экзархом  Грузии  игуменией  Бодбийского  монастыря.

Совсем  молодой  схиигумения  Фамарь  стала  игуменией  довольно  большого  монастыря,  в  котором  в  то  время  насчитывалось  300  сестер.  Поначалу  она  очень  тосковала  о  своей  духовной  матери,  игумении  Ювеналии.  Большую  помощь  и  подддержку  оказал  ей  в  это  время  святой  праведный  Иоанн  Кронштадский.  Матушка  очень  любила  Бодбийский  монастырь.

Но  в  1905  году  она  была  переведена  в  Москву  и  назначена  настоятельницей  Покровской  общины.  Монахини  этой  общины  работали  как  сестры  милосердия,  также  как  сестры  Марфо-Мариинской  общины,  которые  монахинями  не  были.  В  этот  период  схиигумения  Фамарь  сблизилась  с  великой  княгиней  Елизаветой  Федоровной,  о  которой  всегда  отзывалась  очень  тепло.

Матушка  Ювеналия  все  чаще  стала  склоняться  к  тому,  чтобы  в  уединении,  посте  и  молитве  провести  остаток  своей  земной  жизни.  Но  при  посещении  Серафимо-Понетаевского  монастыря  во  время  молитвы  у  иконы  «Знамение»  она  получила  от  Божией  Матери  повеление  не  делать  этого,  а  основать  скит.  Решив  проверить,  не  искушение  ли  это,  матушка  ездила  к  опытным  духовникам  в  Зосимову  пустынь,  в  Оптину  пустынь,  Троице-Сергиеву  Лавру. 

Наместник  Троице-Сергиевой  Лавры  отец  Товий  решительно  и  бесповоротно  одобрил  основание  Серафимо-Знаменского  скита  и  дал  свое  благословение.  Так  было  принято  это  решение  и  матушка  Ювеналия  приступила  к  строительству.  Деньги  на  строительство  по  воле  Божией  нашлись.  Годом  основания  скита  считается  1910  год.  Просуществовал  скит  совсем  недолго.  В  1924  году  он  был  закрыт  советской  властью  и  полностью  разорен.

В  1916  году  епископ  Арсений  (Жадановский)  стал  духовником  для  сестер,  а  за  год  до  этого  совершил  пострижение  игумении  Ювеналии  в  великую  схиму  с  именем  Фамарь.  В  1918-1919  годах  по  благословению  патриарха  Тихона  схиигумения  Фамарь  укрывала  епископа  Серпуховского  Арсения  (Жадановского)  и  архимандрита  Серафима  (Звездинского).

Схиигумения Фамарь

После  закрытия  скита  сестры  разошлись  кто  куда.  Схигумения  Фамарь  всячески  старалась  облегчить  их  участь,  даже  организовала  кооператив,  под  видом  которого  существовала  православная  община.  В  1931  году  схиигумения  Фамарь  вместе  с  несколькими  сестрами  была  арестована  и  сослана  в  сибирскую  деревню  Усть-Уду  на  Ангаре  под  Иркутском.  Ссылка  окончательно  подорвала  ее  физические  силы,  но  не  сломила  стойкости  духа.

Удивительное  спокойствие  и  мир  в  душе  не  оставляли  ее  никогда  и  привлекали  к  ней  людей.  Матушку  уважали  даже  уголовницы.  Везде,  где  бы  не  находилась,  она  старалась  установить  дух  мира,  взаимной  любви  и  доброты.  Ее,  как  луч  света,  во  время  ссылки  все  оберегали,  но  начавшийся  туберкулез  делал  свое  дело.  Потом  у  нее  стали  отниматься  ноги.  После  ссылки  схиигумения  Фамарь  вернулась  уже  совершенно  больным  человеком  и  держалась  только  на  силе  духа,  никогда  не  жалуясь,  переносила  она  все  выпавшие  на  ее  долю  испытания.

Последним  местом,  где  матушка  нашла  себе  приют  был  маленький  домик  на  станции  «Пионерская»  Белорусской  железной  дороги.  Здесь  она,  не  смотря  на  физические  немощи,  принимала  своих  духовных  детей  и  близких,  обогревала  своим  теплом,  наставляла.  Отсюда  она  отправилась  в  свой  последний  путь.  Грузинская  княжна,  оставив  мир  и  последовав  за  Христом,  стала  исповедницей  Русской  Православной  Церкви.

Схиигумения  Фамарь  отошла  ко  Господу  10  /  23  июня  1936  года.  Отпевал  ее  на  дому  владыка  Арсений  (Жадановский).  Самого  владыку  ждал  очередной  арест.  Он  был  расстрелян  в  сентябре  1937  года  на  Бутовском  полигоне  по  обвинению  в  «руководстве  и  организации  контрреволюционной  нелегальной  монархической  организации  церковников».

Матушку  Фамарь  похоронили  на  Введенских  горах,  на  «немецком»  кладбище  Москвы,  недалеко  от  могилы  протоиерея  Алексия  Мечева,  ныне  прославленного  в  лике  святых.  На  месте  ее  упокоения  поставили  простой  белый  деревянный  крест  с  двумя  иконами:  иконой  Божией  Матери  «Знамение»  и  иконой  преподобного  Серафима  Саровского.  На  нижней  перекладине  креста,  по  благословению  владыки  Арсения,  была  сделана  надпись:  «Веруяй  в  Мя  имать  живот  вечный».

Священным  Синодом  Грузинской  Православной  Церкви  22  декабря  2016  года  схиигумения  Фамарь  была  канонизирована  в  лике  преподобноисповедниц.  28  декабря  2017  года  Священный  Синод  Русской  Православной  Церкви  постановил  включить  имя  святой  в  месяцеслов,  с  определением  празднования  ее  памяти  10  /  23  июня,  как  это  установлено  в  Грузинской  Церкви.

Серафимо-Знаменский скит

13  июня  2018  года  состоялось  обретение  мощей  преподовноисповедницы  Фамари.  Мощи  святой  были  перевезены  в  Серафимо-Знаменский  скит  под  Москвой  (село  Битягово  Домодедовского  района  Московской  области),  часть  мощей  была  передана  в  дар  Грузинской  православной  церкви.   

Память:  10  /  23  июня.

 

Тропарь преподобноисповеднице схиигумении Фамари

Глас 5

Иверии благословенныя дщерь благородная,/ восприимши дух великой Угодницы Божией Нины,/ в годину гнева Господня/ прошедши мужественне узилища и изгнания,/ возсияла еси паче милосердием и любовию/ утешительнице наша, мати Фамарь,/ под кровом Пречистыя и старца Серафима/ слезами создала еси монашеское пристанище/ моли Всемогущего Бога/ сохранити Иверию и Россию многострадальныя/ верными Христу во веки.

Кондак преподобноисповеднице схиигумении Фамари

Глас 4

Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земном Отечестве твоем процвела еси,/ преподобныя мати Фамарь,/ и подвиги воздержания исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание:

Ублажаем тя,/ преподобная мати Фамарь,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.

 
 

Стихи  схиигумении  Фамари:

Мне снился сон однажды чудный,

Сон необычной красоты

С дерев листвою изумрудной

И все цветы… цветы… цветы…

И было их так много, много

Роскошных пышных тех цветов.

Тонула словно в них дорога,

Красы их выразить нет слов! <…>

И верю я, —  в стране небесной,

В стране добра и красоты,

В стране поистине чудесной

Я вновь увижу те цветы…

Схиигумения Фамарь

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *