Святая Олимпиада

Святая  Олимпиада

Святая  Олимпиада,  диаконисса  Константинопольская,  происходила  из  знатнейшего  римского  рода  князей  Анасиев  (Анициев).  Родственная  принадлежность  к  высоким  и  знаменитым  родам,  ее  знатность  и  богатство  уже  повлекли  бы  за  собой  упоминание  ее  имени  на  срижалях  истории.  Но  главным  достоинством  святой  Олимпиады  была  не  знатность  ее  происхождения,  а  необыкновенная  красота  души,  высота  редчайших  духовных  качеств.

Ее  дед  по  материнской  линии  епарх  Авлавий  занимал  влиятельный  пост  при  дворе  императора  Константина  Великого.  Он  известен  тем,  что  ему  явился  во  сне  святитель  Николай  Чудотворец  и  велел  отпустить  из  заточения  трех  оклеветанных  мужей.  Он  не  ослушался  святителя,  и  семья  его  дала  редкий  плод  благочестия  в  его  внучке.  Святая  Олимпиада,  как  яркая  звезда,  просияла  среди  множества  святых  своего  времени.

Жизнь  ее  была  настолько  безупречна,  что  даже  враги  ее  не  могли  найти  в  ней  чего-либо  заслуживающего  порицания.  Ее  наставлял  святитель  Григорий  Богослов,  оставивший  знаменитые  «Советы  Олимпиаде»,  руководство  для  девушек,  желавших  подвизаться  в  благочестии.  Младший  брат  Василия  Великого — Григорий  Нисский  написал  по  ее  просьбе  и  посвятил  ей  толкование  на  «Песнь  песней».

С  детства  воспитывалась  святая  Олимпиада,  рано  потерявшая  родителей,  благочестивой  Феодосией,  сестрой  святителя  Амфилохия  и  теткой  святителя  Григория  Богослова.  Но  самым  близким  и  ревностным  ее  наставником  был  святитель  Иоанн  Златоуст,  причем  он  появился  в  особо  тяжкий  для  нее  период.  Вот  в  таком  редчайшем  созвездии  выкристаллизовалась  необыкновенная  по  красоте  душа  святой.

Житие:  Родилась  святая  Олимпиада  около  370  года.  Она  рано  осталась  без  родителей,  познав  боль  утрат  и  одиночества,  но  волей  Божией  вручена  была  редкой  наставнице — умной,  добродетельной  Феодосии,  что  во  многом  определило  ее  дальнейшую  судьбу.  Воспитательница  сосредоточила  все  внимание  на  необходимости  открыть  девочке  истинного  Бога.

Достигнув  сознательного  возраста,  как  это  было  принято  в  те  времена,  Олимпиада  принимает  святое  крещение.  С  этой  поры  святая  начинает,  не  смотря  на  юный  еще  возраст,  подвижническую  жизнь:  пост молитва,  чтение  Священного  Писания,  христианских  книг

Дивная  красота  Олимпиады,  ее кротость,  скромность,  возвышенный  ум  и  высокие  идеалы,  привлекали  к  ней  внимание  самых  знатных  женихов  Рима.  В  ранней  юности  Олимпиада  была  помолвлена  с  константинопольским  епархом  Невридием,  но  жених  ее  скончался  прежде  бракосочетания,  по  промыслу  Божиему.  Святая  Олимпиада  решила  остаться  девой, посвятить  себя  служению  Богу,  выбрав  себе  Жениха.

Стареющий  святитель  Григорий  Богослов  написал  юной  невесте  свои  «Советы»  накануне  предполагаемого  бракосочетания: 

Святая  Олимпиада

Святая  Олимпиада  унаследовала  большое  имение,  оставшееся  ей  после  родителей.  Считая  богатство  Божиим  достоянием,  она  раздала  его  нищим,  церквам,  монастырям,  странноприимным  домам,  темницам,  местам  ссылки.  В  ее  житии  говорится,  что  она  никому  не  отказывала  в  помощи.

За  добродетельную  жизнь  константинопольский  патриарх  Нектарий  (381-397  годы)  посвятил  ее  в  диакониссы,  что  произошло  даже  раньше  положенного  возраста.  Для  благочестивой  девушки  открылся  широкий  простор  для  благотворительной  деятельности,  для  изъявления  любви  и  сострадания  к  страждущим,  для  проявления  своей  веры  в  богоугодных  делах. 

Как  диаконисса  святая  Олимпиада  подготавливала  женщин  и  детей  ко  крещению,  посещала  больных  и  немощных  стариков,  укрепляла  страждущих,  помогала  сиротам.  Приемник  Нектария  на  константинопольской  кафедре  святитель  Иоанн  Златоуст  высоко  чтил  ее  добродетели.  Он  написал  к  святой  Олимпиаде  несколько  писем,  которые  сохранились  в  сборнике  его  сочинений  и  представляют  собой  большую  духовную  ценность.

Враги  святителя  Иоанна  Златоуста,  низложив  его  с  кафедры  и  сослав  в  ссылку,  ополчились  также  и  против  святой  Олимпиады.  Последние  годы  своей  жизни  она  провела  во  многих  скорбных  испытаниях.  Скончалась  святая  Олимпиада  в  Никомидии  около  410  года  около  39  лет  от  роду.

Расправа  над  святителем  Иоанном  Златоустом  и  святой  Олимпиадой  является  одной  из  самых  печальных  страниц  Церкви,  осознаваемой  всеми  последующими  предстоятелями  церкви,  константинопольскими  правителями  и  церковными  историками.  Еще  при  жизни  некоторые  из  гонителей  праведников  понесли  наказание.

Правда  восторжествовала  уже  после  смерти  святителя  Иоанна  Златоуста.  Началось  почитание  святителя,  но  его  уже  не  было  в  живых.  Вот  уже  1600  лет  имя  святителя  Иоанна  Златоуста  во  всех  храмах  вселенной  произносится  на  отпусках,  где  бы  не  совершалась  установленная  им  литургия.

Не  осталась  в  безвестности  и  славная  его  ученица  святая  Олимпиада.  Вскоре  после  смерти  она  явлись  в  сонном  видении  митрополиту  Никомидии  и  повелела  предать  ее  тело  во  гробе  на  волю  волн  для  выбора  места  захоронения.  Его  прибило  на  противоположном  от  Константинополя  берегу  возле  монастыря  святого  Фомы.

По  указанию  ангела  братия  монастыря  с  крестом  и  Евангелием  встретили  святые  мощи  Олимпиады  и  перенесли  их  в  храм  святого  апостола  Фомы.  Через  200  лет  на  это  местечко  Врохдис  напали  дикари.  Они  сожгли  и  храм,  и  монастырь,  но  мощи  святой  остались  невредимы.  

Узнав  о  этом,  патриарх  Сергий  (610-638  годы)  повелел  перенести  честные  останки  святой  в  столицу.  При  перенесении  останков  из  нетленных  мощей  святой  истекла  кровь,  что  было  воспринято  как  знак  бескровного  мученичества  святой  исповедницы.  Рака  с  мощами  была  поставлена  в  девичьем  монастыре,  основанном  святой  Олимпиадой  в  Костантинополе.  Записано  немало  чудес  и  исцелений  от  мощей  святой  Олимпиады.

Святая  Олимпиада  вслед  за  своим  учителем  была  причислена  к  лику  святых,  и  имя  ее  было  вписано  в  диптихи  Православной  Вселенской  Церкви.  Русская  Православная  Церковь  поминает  ее  25  июля  /  7  августа,  в  день  ее  преставления,  как  исповедницу,  бескровную  мученицу,  подвижницу  и  великую  праведницу,  которая  своей  жизнью  оставила  нам  пример  христианского  самоотвержения,  доведенного  на  высшей  степени  возможного  на  земле  совершенства.

Святая  Олимпиада

Память:  25  июля  /  7  августа.

    Тропарь, глас 4.
Под.: Скоро предвари:

Расточúвши богáтство,/ совершéнным умóм/ послéдовала есú Христý/ добродéтельнаго рáди жúтельства,/ преподóбная и всехвáльная:/ ты бо мýдрости внимáющи Златоýстове,/злáта ýтварь явúлася еси/ Церкве Христóвы;// тем Госпóдь тя, Олимпиáдо, прослави.

Кондак, глас 4.
Под.: Явися днесь:

Благочéстием просиявши и постом,/ Бóга прослáвила еси/ дéлы и нрáвы святыми,/ Олимпиáдо присночестнáя,/ того ради/ вышния слáвы// сподóбилася еси.


На стихóвне, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

Житиé боголéпно/ провождáющи, мáти,/ от младых ногтéй/ во след Христý Жизнодáвцу// непорóчно úде.
 
Глагóлы животвóрными,/от языка златословéснаго,/ напояема, мáти,/ процветé обúльно// вéчными благодаровáнии.

Столп нравов премýдрых,/ и добродетéльнаго жúтельства óбраз/ показáлася еси/ Христóве Цéркви,// Олимпиáдо богоприятная.

Слава и ныне,
глас и подобен тойже.

Владычице Благáя,/ Безначáльней Трóице/ со Олимпиáдою/ за ны молúся,// иже вéрою приходящих Ти.

КАНОН   СВЯТЫМ   ЖЕНАМ  ОЛИМПИАДЕ   КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ    И    ЕВПРАКСИИ   КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

Плотско́ю не́мощию си́льнаго врага́ низложи́сте, и присво́истеся к Бо́гу, преподо́бныя жены́, моля́щеся си́лу все́м на́м пода́ти спаси́тельную.

Уязви́стеся добро́тою Женихо́вою и во сле́д Его́ прилепи́стеся псало́мски, после́дующе живоно́сным стопа́м Его́, и сего́ ра́ди низложи́сте врага́ зми́я.

Увяди́вше труды́ по́стническими теле́сныя добро́ты, украси́сте ва́ша ду́ши и со Христо́м Женихо́м в черто́ги све́тлыя внидо́сте, преподо́бныя.

Богоро́дичен: Неве́стник показа́ся светови́ден утро́ба Твоя́, Де́во, ми́лости ра́ди теле́сно из Тебе́ воплоти́вшагося Го́спода и вся́ческая Богоразу́мия луча́ми просве́щшаго.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.

Презре́ла еси́ добро́ту теле́сную, пречестна́я, и мимогряду́щую сла́ву, я́ко со́н, вмени́ла еси́, во смире́нии же, Олимпиа́до, и поще́нии Бо́га взыска́ла еси́, Богоблаже́нная.

Младе́нствующи ле́ты, на́с ра́ди Младе́нца Сло́ва, на зе́млю, Евпракси́е, прише́дшаго, ве́рою возлюби́ла еси́ и Того́ о́бразу ду́шу связа́ла еси́, непрело́жна пребы́вши.

Отверго́стеся ми́ра и пло́ти мудрова́ния, воздержа́нием же и труды́ стяжа́вше Христа́, Жениха́ Пречи́стаго, черто́г Небе́сный, подаю́щаго ва́м Боже́ственное наслажде́ние.

Богоро́дичен: Свяще́нных проро́к свяще́нныя трубы́ дре́вле Тя́ провозвести́ша, две́рь Све́та ро́ждшую и сви́ток одушевле́нный, на не́мже не рука́ми Сло́во написа́ся па́че сло́ва, Пречи́стая Де́во.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Странноприе́мница усе́рднейша была́ еси́, собо́р свяще́нных упокоева́ющи и Христа́ о се́м веселя́щи, за милосе́рдие стра́нна бы́вшаго.

Добро́ту пречи́стую люби́маго ви́девши Жениха́ твоего́, Евпракси́е, увяди́ла еси́ пло́ти добро́ту воздержа́нием.

Дрема́ние отри́нувше от душе́вных ве́ждей свяще́нныя жены́, успи́сте двиза́ния теле́сная воздержа́нием.

Богоро́дичен: Воплоти́вшагося Тебе́, Го́споди, от Пречи́стыя Де́вы преподо́бныя возлюби́вше, в воню́ ми́ра Твоего́ потеко́ша, Твое́ю уязви́вшеся Боже́ственною любо́вию.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя́, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

От исто́чника напая́ема, вселе́нную всезлаты́ми уче́нии свяще́ннаго па́стыря напои́вшаго, кла́сы прозябла́ еси́ до́брыя де́тели, Олимпиа́до, и́миже пита́еши сердца́ на́с, чту́щих тя́.

Блаже́нными наде́ждами твою́ сла́вную ду́шу укре́пльши и пи́щею невеще́ственною пита́ема, ума́ чистото́ю де́ньми мно́гими терпели́вно а́лчбу, Евпракси́е, претерпе́ла еси́, ра́дующися.

Умертви́вшеся ми́рови, насле́довасте жи́знь безсме́ртную и черто́га Боже́ственнаго сподо́бистеся, Богоблаже́нныя, свещи́ ва́ша по́стническим еле́ем неугаси́мы соблю́дше, всечестны́я.

Богоро́дичен: Бо́жие Бо́г Сло́во во утро́бу Неискусобра́чную во́лею всели́ся и Челове́к узре́н бы́сть, И́же Де́вою соблюды́й Тя́, Пречи́стая, Его́же жела́юще, отрокови́цы по́стнически Сему́ после́доваша житие́м све́тлым.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Ю́на су́щи, Евпракси́я боле́зней усе́рдием, благочести́вым по́мыслом ве́тхаго запина́теля попира́ше в не́мощи же́нстей телесе́: утвержда́ше бо сию́ Христо́с, И́же в на́шу обо́лкся не́мощь.

Воздержа́ние и смире́нное се́рдце, бде́ние с ми́лостынею, ра́зум, и ве́ру пра́ву, и соверше́нну любо́вь, Олимпиа́до, стяжа́вши, сла́вная, была́ еси́ хра́м Бо́жий и чуде́с исто́чник неоску́дный.

Устрани́вше себе́ жите́йских сласте́й терпе́нием боле́зней по́стнических, на зе́млю Соше́дшаго на́с ра́ди и во́лею Стра́нствовавша, вы́, честны́я, сего́ ра́ди стяжа́сте на Небесе́х, странноприи́мствовавша ва́с, досточу́дныя.

Богоро́дичен: Чистоты́ Тя́ и че́стна де́вства чи́стый сосу́д, Отрокови́це, Соде́тель обре́т, сло́вом в пречи́стое Твое́ чре́во всели́ся и всю́ вра́жию от челове́к зло́бу изгна́.

Седа́лен, гла́с 8.

В моли́твах та́йных бдя́ще и насла́ждшеся писа́ньми Богодохнове́нными, Олимпиа́да и Евпракси́я сла́вная на ра́му Госпо́день взя́ша Кре́ст и, Сему́ после́дующе воздержа́тельно, всю́ ле́сть зми́я низложи́ша, зову́ще Христу́: Женише́ Небе́сный, Ты́ бу́ди на́м утвержде́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сла́ву тле́ющую на нетле́нную премени́ша любо́вию, преподо́бныя, ея́же наслажда́ющеся при́сно, ра́дующеся и веселя́щеся, пою́т: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

О, ка́ко претерпе́ стоя́ние, а́лчбу же на дни́ мно́ги, Евпракси́е, Христу́ вопию́щи, Жениху́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Вели́к тя́ сосу́д узре́в Боже́ственнаго Ду́ха, Олимпиа́до, бога́тно вели́кими свои́ми исполня́ет тя́ уче́нии в патриа́рсех вели́кий Златосло́в, блаже́нная.

Богоро́дичен: Разреши́ла еси́ еди́на кля́тву прама́тернюю все́х благослове́ньми венча́ющаго Христа́ ро́ждши, Де́во, Ему́же пое́м: Го́споди Бо́же, благослове́н еси́ во ве́ки.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́вше, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

По́мыслу, де́во, стра́сти безслове́сныя повину́ла еси́, и Жениху́ Сло́ву уневе́стившися, непоро́чная чи́стая, вопию́щи: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Ва́шими по́двиги те́мнаго кня́зя низло́жше, вене́ц нетле́ния на́м исхода́таиша, и ра́йския вхо́ды, отрокови́це, и Боже́ственное наслажде́ние в ра́дости души́ во ве́ки.

Распе́ншеся ми́ру и Бо́жиею любо́вию уязви́вшеся, свяще́нныя де́вы, вкуше́нием сла́дким Е́ву уязви́вшаго, воздержа́ния стрела́ми уязви́сте, воспева́юще Христа́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Иису́са ро́ждшая, от чи́стых крове́й Твои́х воплоще́нна, де́вы вся́ собрала́ еси́, Пречи́стая Де́во Ма́ти, и с ни́ми вопию́щи: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Кра́сныя Влады́це, и богоглаго́ливыя го́рлицы, и ла́стовицы све́тлыя и чистолюби́выя, в добро́ты Небе́сныя приведе́ни бы́сте.

Сочта́стеся с Вы́шними ликостоя́нии и во избра́нных собо́рех всели́стеся, о на́с моля́щеся любо́вию ще́дрому Бо́гу.

Па́мять Евпракси́и и Олимпиа́ды, я́ко со́лнце, ми́рови возсия́, ве́рных мы́сли просвеща́ющи, Христа́ велича́ющих при́сно.

Богоро́дичен: Све́та су́щи прия́телище, просвети́, Де́во, омраче́нную страстьми́ ду́шу мою́ и кроме́шния тмы́ изба́ви мя́ мольба́ми Твои́ми.

 

 

  

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *