Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

Преподобный  авва  Дорофей,  ученик  преподобного  Иоанна  Пророка,  палестинский  святой  VI  века,  выдающийся  Божий  угодник,  ревностный  воин  Христов,  оставил  потомкам  21  поучение,  несколько  посланий,  87  вопросов  с  ответами  преподобного  Варсонуфия  Великого  и  Иоанна  Пророка.

Нравственные  поучения  и  аскетические  наставления  аввы  Дорофея  являются  начальной  книгой  каждого,  вступившего  на  путь  духовного  делания.  Преподобный  авва  Дорофей  в  своих  поучениях  часто  обращается  к  советам  великих  святителей:  Василия  ВеликогоГригория  Богослова,  Григория  Нисского.

Простые  советы,  как  поступить  в  том  или  ином  случае,  и  тончайший  анализ  помыслов  и  движений  души  являются  надежным  руководством  для  тех,  кто  стремится  исполнять  заповеди  Спасителя.  Иноки,  начав  читать  эту  книгу,  не  расстаются  с  ней  всю  жизнь.  

Поучения  раскрывают  внутреннюю  жизнь  христианина,  постепенное  восхождение  его  в  меру  возраста  Христова.  На  Руси  его  книга  поучений  и  ответов  преподобного  Варсонуфия  Великого  и  Иоанна  Пророка  была  самой  распространенной  наряду  с  «Лествицей  райской»  преподобного  Иоанна  Лествичника  и  творениями  преподобного  Ефрема  Сирина.

Святой  Кирилл  Белоезерский  собственноручно  переписал  поучения  аввы  Дорофея  вместе  с  «Лествицей».  Возвышенные  и  полезные  поучения  преподобного  не  утратили  своей  актуальности  и  в  наши  дни,  спустя  много  веков  после  того,  как  написавший  их  отошел  в  мир  иной.  Его  труды  являются  классикой  аскетической  литературы.

Житие:  Не  смотря  на  известность  поучений  и  наставлений  преподобного,  о  фактах  его  биографии  известно  очень  мало.  Есть  основания  предполагать,  что  преподобный  авва  Дорофей  происходил  из  Аскалона  из  состоятельной  семьи  и  был  учеником  Иоанна  Пророка  в  Палестинском  монастыре  аввы  Серида  в  VI  веке.

Преподобный  авва  Дорофей  был  образованным  человеком  своего  времени,  в  молодости  он  изучал  светские  науки.  В  юности  так  велика  была  его  любовь  к  учению  и  книгам,  что  он  забывал  о  пище  и  сне.  Затем  для  достижения  духовной  зрелости  он  удалился  в  пустыню,  чтобы  приобщиться  к  иноческому  житию.  Некоторое  время  авва  Дорофей  жил  подле  монастыря,  используя  средства  своего  довольно  большого  наследства.

Когда  созрело  желание  принять  постриг  доподлинно  неизвестно,  но  преподобный  авва  Дорофей  с  большой  ревностью  посвятил  себя  иноческому  деланию.  В  монастыре  преподобный  авва  Дорофей  обрел  то,  к  чему  стремилось  его  сердце.  Не  смотря  на  искушения  трудностями  аскетического  делания,  послушания  он  исполнял  прилежно  и  радостно,  изучал  Слово  Божие,  жития  святых,  произведения  великих  отцов.

Первым  его  послушанием  в  монастыре  было  принимать  и  устраивать  паломников,  странников,  богомольцев.  Общаяясь  со  всеми  этими  людьми  преподобный  авва  Дорофей  учился  смирению  и  терпению,  приобретал  и  обогащал  личный  опыт. Когда  на  пожертвование  одного  благодетеля,  по  некоторым  данным  брата  преподобного,  при  деятельном  участии  самого  преподобного  была  устроена  лечебница,  авва  Дорофей  сам  там  прислуживал.     

Порою  он  уставал  так,  что  буквально  валился  с  ног  от  усталости. Не  смотря  на  это  преподобный  авва  Дорофей  не  позволял  себе  пропускать  богослужения  или  дремать  во  время  бдения.  В  течении  10  лет  преподобный  был  келейником  у  преподобного  Иоанна  Пророка,  соединив  это  послушание  с  совершенным  преданием  себя  в  волю  старца,  так  что  не  имел  никакой  скорби.

Боясь,  что  он  не  исполнит  заповеди  Спасителя  о  том,  что  многими  скорбями  подобает  входить  в  Царствие  Небесное,  преподобный  авва  Дорофей  открыл  этот  помысел  старцу.  На  что  преподобный  Иоанн  ответил:  «Не  скорби,  тебе  не  о  чем  беспокоиться,  кто  находится  в  послушании  у  отцов,  тот  наслаждается  беззаботностью  и  покоем».

После  кончины  преподобного  Иоанна  Пророка  авва  Дорофей  оставил  Палестинский  монастырь  и  основал  новую  обитель.  Его  ученик,  преподобный  Досифей,  писал  о  нем:  «К  подвизавшейся  с  ним  братии  он  относился  со  стыдливостью,  смирением  и  приветливо,  без  гордости  и  дерзости;  ему  были  свойственны  добродушие  и  простота,  он  уступал  в  споре, — а  ведь  это  начало  благоговения,  доброжелательства  и  того,  что  слаще  меда, — единодушия,  матери  всех  добродетелей». 

Молитвенная  традиция:  Преподобному  авве  Дорофею  молятся  при  гневливости  и  раздражительности,  об  обретении  смирения  и  кротости,  чтобы  быть  выше  раздоров  и  конфликтов. 

Память:  5  /  18  июня.

Молитва  от  гневливости  преподобного  аввы  Дорофея

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

 О чем должно заботиться прежде?

Прежде всего должно заботиться /нам/ о мирном устроении так, чтобы даже под справедливыми предлогами, или ради заповеди отнюдь не смущать сердца в той уверенности, что мы все заповеди стараемся исполнять именно ради любви и чистоты сердечной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *