Святой старец Зосима (Сокур), схиархимандрит Зосима, основатель Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в селе Никольском Донецкой области, наш современник, оставил заметный след в сердцах людей не только Донетчины, но и далеко за ее пределами.
«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь». Схиархимандрит Зосима. (Из заветов старца)
Святой старец Зосима не прославлен еще в лике святых, он отошел ко Господу в 2002 году, но почитание его на Украине велико. Заветы старца, его проповеди и наставления бережно хранит и неукоснительно им следует созданная им обитель, Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь. .
«Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях — из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…» Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Роман Васильевич Шукало).
Биография: Святой старец Зосима, схиархимандрит Зосима, в миру Иван Алексеевич Сокур, родился 3 сентября 1944 года, среди слез и пожаров Великой Отечественной войны. Его отец, воин Алексей, погиб в год рождения сына. Мать Мария, будущая схимонахиня Мариамна, простая крестьянка из Винницкой губернии, была глубоко верующей и благочестивой.
Сына она воспитала в христианской вере и благочестии. Святой старец Зосима впитал с молоком матери любовь к Богу и, родившись в суровый год войны среди горя и мук, умение стойко переносить тяготы и боль, а их на его долю досталось свыше всякой меры.
Святой старец Зосима родился в тюремной больнице в далекой сибирской деревне Косолманка в Свердловской области, где его мать отбывала срок за «религиозную пропаганду». Так среди подвига исповедничества, среди уз и страданий за имя Христово, появился на свет будущий схимник, святой старец Зосима.
Крестили младенца Ванюшу трижды. Первый раз — простая верующая женщина из страха, чтобы младенец не умер некрещенным, так как родился он очень слабеньким. Второй раз — некий благочестивый дедушка: мол не бабье это дело детей крестить. А третий раз — уже священник в церкви, полным чином.
Мальчика хотели назвать Фаддеем в честь апостола, память которого совершается в этот день. Но сердобольные односельчане, бывшие накануне в Киево-Печерской Лавре у преподобного Кукши и просившие его молитв за мальчика-сироту, привезли его благословение: «Пусть нарекут Иоанном — благодать Божия будет», сказал прозорливый старец после молитвы.
Так с благословения схиигумена Кукши Одесского, по особому промыслу Божиему, будущего старца архимандрита Зосиму назвали в честь Пророка и Крестителя Божиего Иоанна Предтечи. Во время совершения таинства младенец крепко ухватил священника за крест и за бороду, символы своего будущего служения.
Детские годы Ивана прошли в Авдеевке, небольшом шахтерском городке Донбасса. Но по неисповедимым судьбам Божиим именно в Авдеевке нашли пристанище сестры Иоанновского монастыря и духовные чада святого праведного Иоанна Кронштадского. Они часто собирались вместе для тайных ночных молений.
На всю жизнь сохранил святой старец Зосима эти детские воспоминания и глубокое почитание Всероссийского Пастыря, а также личные вещи Иоанна Кронштадского, перешедшие к нему от сестер Иоанновского монастыря и духовных чад (облачение чудотворца, шляпа и другие). Облачение Пастыря о. Зосима позже передал вновь открывшемуся Иоанновскому монастырю.
Но до сих пор в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре 20 декабря / 2 января, день памяти праведного Иоанна Кронштадского, — праздник, совершаемый очень торжественно. К голове каждого присутствующего в храме прикладывается шапочка святого праведника. Эта традиция очень любима в народе, все непременно приходят и приезжают издалека «на шапочку».
Большое влияние на духовное формирование будущего старца Зосиму оказала его тетушка, монахиня Антонина, которая окормлялась у Всероссийского Пастыря, исповедовалась и причащалась из его рук, ревностно хранила его заветы. «Иоанн Кронштадский — это святой, который ходит по земле», — часто повторял Батюшка.
Начальной книгой старца был духовный дневник святого праведного Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе«. Из нее он черпал, как драгоценные небесные жемчужины, благодатные мысли и чувства. Любимым чтением были «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского.
В 1961 году Ваня Сокур с золотой медалью окончил школу, поступил в Донецкий сельскохозяйственный техникум. Проработав год по специальности, он, по благословению духовного отца, отправился в Киево-Печерскую Лавру, в которой пробыл до ее закрытия, набираясь духовного опыта.
Затем Иван Сокур определился в Свято-Духовский скит Почаевской Лавры послушником. Здесь он удостоился лицезреть чудо, когда и эту Лавру власти собрались закрыть, над обителью рано утром в ходивших над ней облаках все явственно увидели Покров Божией Матери. Со слезами вспоминал потом старец это чудо.
Скит все-таки закрыли. Иван Сокур поехал поступать в духовную семинарию, поступил с третьей попытки в Ленинграде, власти чинили множество препятствий в этом. Затем Духовная Академия, которую он закончил в 1975 году со степенью кандидата богословских наук.
В этом же году митрополитом Никодимом Иван Сокур был пострижен в монашество с именем Савватий. При пострижении митрополит произнес пророческие слова: «А умрешь Зосимой». Через шесть дней после этого владыка рукоположил новопостриженного в иеромонаха.
Иеромонах Савватий был направлен по распределению в Одесскую епархию в Свято-Успенский монастырь и жил там в келии преподобного Кукши, который в 1944 году нарек его именем Иоанн. В декабре 1975 года отца Савватия назначили настоятелем в храм святого Александра Невского в поселке Александровка Донецкой епархии.
В Александровке Батюшка прослужил 10 лет. Две безбожные пятилетки. Отчаянная борьба с богоборческой властью. Строительство храма и душ человеческих. Основание своего пастырского подвига Батюшка заложил на неукоснительном, истовом ежедневном богослужении.
Святой старец Зосима как пламенная свеча горел перед Господом, и этот пламень его молитвы зажигал огонек веры в человеческих сердцах. Его службы буквально потрясали, переживались всем существом как откровение иного мира. Побывав однажды, все стремились припасть к этому живительному источнику вновь.
Уже тогда святой старец Зосима получил от Господа дар прозорливости, чему свидетельствуют многие очевидцы. Батюшка прошел и тюрьму, и пытки, следы от которых остались у него на всю жизнь. Была изощренная пытка, называемая у КГБ-шников «Музыкальная шкатулка», в которой он, по его же словам, научился Иисусовой молитве.
22 ноября 1987 года отец Савватий был назначен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское, подальше от людных мест и дорог, куда даже транспорт не ходил, чтобы люди не могли ехать к Старцу. Начиналась история Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря.
Пустырь с туалетом и мусоркой, полуразрушенный храм без алтаря, церковный двор, поросший бурьяном, горелый деревянный сарай — дом священника. Глядя на сегодняшнее благолепие обители, трудно поверить, что когда-то это место выглядело совсем иначе.
Святой старец Зосима, по воспоминаниям людей, знавших его при жизни, излучал Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Этот Свет витает и ныне над его обителью, Свято-Успенским Николо-Васильевским монастырем, а особенно у его могилки. Потому что это Свет той великой Любви, которая, по слову Писания, «сильнее смерти».
В 1990 году отец Савватий возводится в сан архимандрита, а в 1992 году он принимает великую схиму. Здесь его старческое служение воссияло на всю Святую Русь, на весь православный мир — от Афона до Иерусалима, от Санкт-Петербурга до Сибири.
29 августа 2002 года без пятнадцати 12 остановилось сердце великого молитвенника. Часы на его молитвенном столике в этот момент остановились тоже. Закончилось время его земной молитвы, начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности.